Опыт педагогов

Коллекция методических разработок педагогов-практиков

«Решение уравнений с неизвестным вычитаемым», 1 класс. Программа: «Школа 2100»

26.10.2015 Елена Сергеева 0 Comments

Тип материала: Конспект урока математики

ФИО  автора: Москвичева Светлана Михайловна

Место работы: МОУ СШ № 78 г. Волгограда

Должность автора: учитель начальных классов

*Материалы публикуются в авторской редакции

 

памятка решение уравнений поясн. записка к уроку Презентация — УРАВНЕНИЯ

«Решение уравнений с неизвестным вычитаемым», 1 класс. Программа: «Школа 2100»

Цель: научить решать уравнения с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым; закреплять умение решать текстовые задачи, навыки счёта в пределах 9; развивать память, внимание, математические способности.

Метапредметные цели: формирование УУД:
• Регулятивные: формировать способность принимать учебную цель и задачу, выдвигать гипотезы, планировать ее реализацию, контролировать  и оценивать свои действия, действия своих товарищей, проявлять инициативность.
• Познавательные:  формировать способность воспринимать и анализировать небольшие тексты, использовать знаково-символьные средства, выполнять логические операции, формулировать тему и цель урока.
• Коммуникативные: формировать умение учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

• Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способу решения новой задачи, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей, воспитывать ответственность за свою работу, развивать мотивацию к учению и познанию, готовность  и способность к саморазвитию.
Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер для учителя, экран,  карточки  для работы в группах, учебная презентация.

Ход урока:

  1. 1.      Оргмомент

— Начнём урок! Мне хочется, чтобы каждому из вас сегодняшний урок пошёл на пользу. А вы этого хотите? Тогда подумайте, какие качества обязательно нужно включить в работу, чтобы для всех урок стал полезным?

На доске:       Целеустремленность

                       Сотрудничество

Достижение успеха

— Я бы ещё добавила хорошее настроение, ведь когда оно есть, любое дело спорится.

На доске:       Целеустремленность

                       Сотрудничество

Достижение успеха

Хорошее настроение

 

  1. 2.      Актуализация опорных  знаний

— Лев Толстой  сказал: «Математика – великое дело».

На доске: Математика – великое дело.

— Как вы понимаете смысл этого высказывания?

— Верно,  значение математики велико. В математике рождаются новые идеи, она расширяют кругозор и способы подхода человека к явлениям жизни. Всё это расширяет сферу её приложения. Сейчас уже нельзя назвать такой области деятельности людей, где математика не играла бы существенной роли. Она стала незаменимым орудием во всех науках. Всё это важно для современного человека. Поэтому мы уже с 1 класса изучаем математику.

— Давайте настроимся на рабочий лад в ходе математической разминки.

На доске записи:

6+3                 6+1>3              6+3=9                         ÿ+2=7                             х +2=9

4+7                 3+2<9              9-4=5                          9-ÿ=8                             3+х=9

-Как называются записи в 1 столбике? (Выражения).

Учитель  вывешивает  запись: выражения

-Как называются записи во 2 столбике? (Неравенства).

-Как называются записи в 3 столбике? (Равенства).

— Как называются эти записи? (Равенства.)

-На какие группы их можно разбить? (Суммы и разности).

— Как называются числа при сложении? (1слагаемое, 2 слагаемое, сумма). Прочитайте первое равенство, используя эти термины.

— Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность).

-Прочитайте второе равенство, используя эти слова.

-Как называются записи в 4 столбике? (Пример с окошком).

— Как называются записи в 5 столбике (Уравнения).

На доске записи:

ВЫРАЖЕНИЯ        НЕРАВЕНСТВА     РАВЕНСТВА         ПРИМЕР С ОКОШКОМ               УРАВНЕНИЯ

6+3                  6+1>3                 6+3=9                    ÿ+2=7                               х +2=9

4+7                  3+2<9                  9-4=5                     9-ÿ=8                                 3+х=9

-Что такое уравнение? (Уравнение – это равенство, в котором есть неизвестный компонент).

— Чему учились на предыдущих уроках? (Решать уравнения).

-Вспомним алгоритм решения таких уравнений.

Презентация: «Решение уравнений с неизвестным слагаемым».Слайд 2.

Назовите формулу для любого уравнения с неизвестным слагаемым.

Слайд  3.

 — Первое —  выделить. Слайд 4.

— Второе – определить. Слайд5.

— Третье – вспомнить. Слайд 6.

— Четвертое – найти. Слайд 7.

-Пятое – выполнить. Слайд 8.

-Проверить запись. Слайд 9.

— Молодцы! Слайд 10.

— Как называют число, полученное в результате решения уравнения? (Корень уравнения.)

— Проверьте, как решил уравнение первоклассник из другого класса. Оцените его работу. (Решил неверно.)

На доске:     х + 3 =5

х = 3 + 5

х = 8

— Почему у ученика получился другой ответ? (Он неправильно отметил части и целое).

-Каким действием нужно было находить х? (Вычитанием).

-Почему? (Неизвестна часть, чтобы её найти, нужно из целого вычесть известную часть).

-Помогите исправить эту запись. (Учащиеся объясняют, а учитель записывает верное решение на доске).

— С чем была связана ошибка первоклассника? (Не умеет находить части и целое).

— Значит, умение видеть в уравнении части и целое – это важно? (Да).

— Тогда поупражняемся в этом.

-Сегодня к нам на урок прилетели снегири.  А что вы знаете про этих птиц? (на доске фото снегирей с конвертом)

(Снегирь — обитатель таежных лесов, но во время гнездовий иногда встречается в смешанных лесах).

— А как люди должны помогать птицам зимой? (делать кормушки, подкармливать их).

(на уроке окружающего мира можно показать презентацию «Снегири»)

-Ребята, снегири не могут справиться с заданием, которое лежит у них в конверте. Поможем им? (Да).

Учитель читает задание:

— Ребята, помогите нам  решить уравнения   и  расшифровать слово. Корни уравнений расположить в порядке возрастания.

Учитель раздаёт карточки (с обратной стороны которых буквы в,ы,ч,и,т,а,е,м,о,е). Работа в парах.

2015-10-26 18-56-17 Скриншот экрана

Обучающиеся выходят к доске и прикрепляют свои карточки обратной стороной.

На доске появляется запись – вычитаемое.

3. Определение темы урока и целей

— Кто из вас догадался, какова будет тема урока? (учитель помогает –  вывешивает надпись над словом вычитаемое — неизвестное).

(Решение уравнений, с неизвестным вычитаемым).

— Какую главную задачу будем решать в ходе урока? (Учиться решать такие уравнения).

4. Открытие нового знания

— Итак, какое правило поможет и в решении этого вида уравнений? (Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую часть).

— Проверьте по учебнику, такое правило будет «ключом» к этим уравнениям.

Стр.26 №2

— Рассмотрим уравнения с фигурами.

— Чему равен корень уравнения? (Один жёлтый круг).

— Посмотрите, правильно ли переведено это уравнение  на язык чисел? (Да).

-Прочитайте запись. Что показывает число 5? (Целое, сколько фигур было).

-Чем является х? (Частью, вычитаемым).

-Что показывает число 4? (Другую часть, разность).

-Выполняли все этапы работы с уравнением? (Да).

-Корень уравнения совпал с количеством фигур в первой записи? (Да).

— Теперь самостоятельно решите уравнение с геометрическими фигурами и выполните числовую запись. (Аналогичная работа с другой записью.)

— Проверьте друг друга в парах.

— Что было неизвестно в уравнениях? (Часть.)

-Как называется эта часть? (Вычитаемое).

-Как её искали? (Из целого вычитали известную часть; из уменьшаемого вычитали разность).

— Давайте составим формулу, которая будет подходить для любого уравнения с неизвестным вычитаемым. Прочитайте начало рассуждения и закончите его. Как продолжили? (х = а – б) Другой вариант был?

— Как вы думаете, чтобы верно продолжить запись, с чего следовало начать? (Отметить части и целое.)

— Прочитайте получившееся высказывание полностью.

Если а – х = б, то х = а – б

5. Физминутка:

-Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали 1,2,3.

Ножками потопали 1,2,3,

Сели, встали, встали, сели,

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнем,

И опять считать начнем.

6. Первичное закрепление

— Какое хорошо знакомое вам слово рассыпалось на слоги? (Уравнение.)

На доске:    рав   ни   е   не   у

— Продолжаем работу над уравнениями.

Презентация:  «Алгоритм решения уравнений с неизвестным вычитаемым» 

— Запишите формулу для любого уравнения с неизвестным вычитаемым. Слайд 11.

Стр. 27 №3 (1 уравнение) .

— Выделить целое и части. Слайд 12.

(Самостоятельно записывают в тетрадях 9-х=5, выделяют части  и целое)

-Определите, что неизвестно. Слайд 13.

— Вспомните  и примените правило. Слайд 14. (Самостоятельно записывают в тетради х=9-5).

-Найдите  корень уравнения. Слайд 15. (Запись в тетради х=4)

-Выполните проверку. Слайд 16. (Запись  9-4=5; 5=5).

-Поверьте запись уравнения. Слайд 17.

— Молодцы! Слайд 18.

Стр. 27 №3 (2, 3 уравнения ) – по вариантам.

— Чему равен корень уравнения в первом варианте? (1)

— А во втором? (4)

Решение задачи:

— Только ли при решении уравнений мы сталкиваемся с неизвестным? (Нет.) — А где ещё? (При решении задач.)

Стр. 27 №4

— Прочитайте задачу. Про кого рассказывается в задаче? (Про собак.)

— Какие были собаки? (Белые, чёрные, рыжие.)

-Что говорится о количестве белых собак? (Их было 2.)

— Про чёрных? (Их было 3.)

-Про рыжих? (Рыжие – остальные собаки.)

-Что требуется узнать в задаче?

Самостоятельное решение, один ученик работает у доски.

— Проверьте решение задачи.

— Какое правило нам опять помогло? (Правило нахождения неизвестной части).

— Что просят ещё сделать в этом задании? (Составить и решить обратные задачи).

-Какие задачи называют обратными? (Это такие задачи, в которых неизвестное становится известным, а известное неизвестным).

Составление обратных задач и их решение, один ученик у доски. (Рассмотреть 2 вида обратных задач: с неизвестной частью и неизвестным целым.)

7. Итог урока

— Над какой темой работали? (Решение уравнений с неизвестным вычитаемым).

-Какую задачу планировали выполнить в ходе урока? (Научиться решать уравнения с неизвестным вычитаемым).

-Какое задание было самым трудным? (Ответы детей).

8. Рефлексия

 — Просмотрите еще раз свою работу на уроке и оцените себя. (Понятно, интересно, работал).

— Что оцениваете на 1 шкале? (Как было понятно).

-На второй? (Насколько было интересно на уроке).

— На третьей? (Как я работал на уроке).

Учащиеся на специальных листах заполняют шкалы.

2

 — Знание — сокровищница, но ключ к ней — практика.  И сегодня мы с вами учились решать уравнения, чтобы ещё пополнить имеющиеся  знания!

— Урок окончен.

Свидетельство_Москвичева

 

#конспект урока#начальная школа#Школа 2100

Previous Post

Next Post