Использование информационных технологий при изучении естественных наук: направления успеха в современном образовании
08.10.2018 Юлия Сергеевна Пономарева 0 Comments
Тип материала: методическое эссе.
Автор: Размачева Юлия Алексеевна, студентка группы МИФ-ИФБ-41 Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Все материалы публикуются в авторской редакции.
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью современного образования и это обусловлено большим темпом развития технологических инноваций. Современные компьютеры, электронные ресурсы, интерактивные средства позволяют моделировать урок и делать процесс обучения нестандартным, ярким и эффективным. Но при этом главными участниками урока остаются учитель и ученики. Современные технические средства позволяют по-новому организовать их совместную работу, наполнить ее содержанием, предоставить возможность получения учебной информации в самых разнообразных форматах.
В полной мере это относится к дисциплинам естественнонаучной направленности – физике, химии, биологии и многим другим. Без использования информационных технологий изучение данных наук уже не может быть эффективным.
Во-первых, компьютеры помогают моделировать и визуализировать изучаемые процессы. Многие из этих процессов, изучаемых, например, в физике просто невозможно изучать иначе – процессы распада атома, затухающие механические и электромагнитные колебания, выравнивание температур при теплообмене, строение нашей Галактики и др. Учитывая динамический характер этих процессов, многомерность протекаемых явлений, сверхмалые или сверхбольшие размеры – без компьютерного моделирования и визуализации в настоящее время в образовании здесь не обойтись.
При этом интерактивные свойства электронных ресурсов позволяют не только демонстрировать изучаемые процессы, но и предлагать обучающимся особые инструменты управления моделями. Ученик из созерцателя превращается в настоящего исследователя, способного менять параметры изучаемой системы и наблюдать за ее изменением, поведением отдельных частей.
Во-вторых, компьютер позволяет экономить время. Это время на подготовку учителя к занятиям. Время, которое тратится на самом уроке для того, чтобы подготовить и продемонстрировать визуальные модели. Время, необходимое для получения обратной связи, контроля уровня понимания и знаний учащихся по изучаемым темам естественнонаучных дисциплин. Говоря про контроль, следует также учитывать, что помимо экономии времени, специальное внимание учителем через использование компьютера может быть уделено каждому ученику, а это очень важно для организации качественного и эффективного образовательного процесса.
В-третьих, компьютеры позволяют учащимся работать не только рядом, но и вместе. Средства общения, совместной работы с учебной информацией, коллективной разработки новых электронных ресурсов являются мощным инструментом в работе каждого ученика. Такая работа, проводимая коллективом заинтересованных учащихся, стимулирует к изучению учебного материала, позволяет каждому учащемуся реализоваться в учебной среде. Компьютер, при этом, открывает доступ и в глобальную компьютерную сеть, где учащиеся могут получить дополнительную информацию, а также продолжить свою работу учебно-профессиональных сообществах, выходящих за рамки традиционной сложившейся учебной среды.
Таким образом, в школах должны быть созданы все условия для использования информационных технологий. Это позволит развивать познавательные и коммуникативные способности учащихся, создавать условия получения ими качественного и современного образования. Такой школе нужен и новый учитель, владеющий новыми технологиями, способный использовать информационные средства для организации работы учащихся школ. Подготовка такого учителя может осуществляться лишь с использованием информационных технологий. Этот вывод позволяет заключить, что применение компьютеров должно стать стандартом не только школьного, но и вузовского образования!