Использование современных ЭОР на уроках и в проектной деятельности по алгебре и геометрии в девятом классе
07.10.2018 Юлия Сергеевна Пономарева 0 Comments
Тип материала: методическое эссе.
Автор:Жидков Вячеслав Олегович, студент группы МИФ-МИБ-51 Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Все материалы публикуются в авторской редакции.
Под термином «электронные образовательные ресурсы» понимают все многообразие средств обучения, представленных в цифровой форме. Сегодня практически каждый педагог регулярно обращается к электронным ресурсам — однако нужно понимать, что далеко не все цифровые материалы, которые используются, можно назвать электронным образовательным ресурсом, а тем более современными.
Опираясь на статью [1], разберем основные группы ЭОРов, а также их применение учителем математики на уроках алгебры и геометрии в девятом классе:
- Текстографические — это текст или картинка, которые учитель выводит на экран. ЭОРы этой группы не имеют систему навигации. Например, нельзя выделять ключевые данные задачи, или изменять график функции, изображенного на картинке. Несмотря на серьезное ограничение, есть и существенное преимущество — простота создания и быстрота работы. В условиях ограниченности времени или неумении работать со специальным ПО, порой это единственный способ разнообразить урок. Такие ЭОРы были первыми, которые пришли в сферу образования. Их нельзя назвать современными, так как они не обеспечивают должного включения, а также не способны выполнять ряд значимых функций, которые, в свою очередь, выполняют ЭОРы других групп, рассмотренных ниже.
Примеры:- Изучение тригонометрических функций и вычисления их значений (9 класс). Представить таблицу Брадиса в виде текстографического ресурса. Мне кажется, этот способ представления данной информации оправдан в данной теме, так как она несет исключительно справочный характер.
- Элементы комбинаторики и теории вероятностей. Перестановки, размещения и сочетания. Школьникам сложно на начальных этапах запомнить эти формулы, а точнее не путаться в них. Учитель может существенно ускорить этот процесс, если задействует визуальную память учащихся.
- Текстовые.
Отличаются от предыдущей группы наличием специального управления (системы навигации). Например, это электронные учебники, в которых можно легко переходить с одной страницы на другую, искать информацию по ключевым фразам. Дополнительная информация о тех или иных понятиях выводится на дисплей в виде гипертекста. Последние версии некоторых электронных учебников поддерживают глоссарий, с помощью которого можно легко искать интересующие нас определения и теоремы. ЭОРы этой группы широко применяются в школах, с высоким уровнем финансирования, то есть в школах, где каждый ученик сидит на уроке с планшетом или электронной книгой вместо обычных бумажных учебников. Также учитель может использовать задачники такого формата. Их плюсами будет незамедлительный поиск решения и ответа задачи. Разработка таких ЭОРов также не требует много времени, но недостаток остается: они мало интерактивны, то есть реакция такого ресурса на активные действия пользователя (будь то учитель или ученик) очень ограниченны. Их также сложно назвать современными.Пример — формулы сложения тригонометрических функций и их следствия. Ситуация схожа с комбинаторикой, только формул становится больше. Если в предыдущем случае никакой навигации не требуется, то здесь она необходима, так как количество формул больше.
- Визуальные и звуковые. Это такие ЭОРы, которые включают в себя анимацию, видео и/или звук. Часто несколько электронных образовательных ресурсов, содержащих взаимосвязанный контент и предназначенные для использования в рамках изучения одного и того же предмета, образуют учебно-методический комплекс. Примечательно, что ресурсов этой группы очень много в свободном доступе (например, ФЦИОР, Единая коллекция ЦОРов и др.). Правда некоторые из них требуют установки дополнительного программного обеспечения, и, к сожалению, некоторые из них платные. Задача учителя — найти в этом многообразии нужные ему ЭОРы, скомпоновать их в правильной последовательности. Важно не перенасытить урок этим урок. Необходимо помнить о смене видов деятельности, иначе интерес обучающихся будет падать. На мой взгляд, недостатки ресурсов этой группы несущественны по сравнению с их плюсами: много времени на разработку, в некоторых случаях, необходимость установки платного программного обеспечения. С другой стороны интерактивность урока с использованием этих ЭОРов возрастает, а также существенно повышается интерес учащихся к образовательному процессу.
Примеры:- Преобразование графиков функций (растяжение и сжатие). Показать школьникам зависимость расположение графика и его вид от значения коэффициентов функции.
- Графики основных тригонометрических функций. Демонстрация алгоритма построения и зависимости положения графика функции на координатной плоскости от изменения различных параметров.
- График функции с двумя переменными. Если использовать ЭОРы при изучении данной темы, то учитель не только сэкономит время, которое потратил бы на построение традиционным способом, а еще сможет показать, как функция будет себя вести, если ее аргументы будут меняться.
- ОГЭ. Болезненная тема для выпускников девятого класса. В настоящий момент существует множество ютуб-каналов, посвященных разбору сложных задач. Проводятся как платные, так и бесплатные вебинары, онлайн-курсы. У современного школьника появилась возможность получать знания, не выходя из комнаты.
Подводя итог разбора классификации, я считаю, что электронные образовательные ресурсы третьей группы являются современными, поскольку они в полной мере выполняют ряд задач, которые ставит ФГОС перед учителем. Именно эта группа является самой развивающейся на данный момент, об этом свидетельствует многообразие нового, интересного контента в сети интернет, а также наличие различного программного обеспечения для его создания.
Список литературы:
- Чканикова А. Что можно отнести к электронным образовательным ресурсам? [Эл.ресурс] Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/chto-mozhno-otnesti-k-obrazovatelnym-elektronnym-resursam/