Развитие ИКТ-компетентности в проектной деятельности учащихся школ
07.10.2018 Юлия Сергеевна Пономарева 0 Comments
Тип материала: методическое эссе.
Автор:Курочкина Анастасия Вячеславовна, студентка группы МИФ-МИБ-52 Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Все материалы публикуются в авторской редакции.
«Учитель — это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешной работы учителя становится его самообразование, когда преподаватель владеет современными методами преподавания, «идет в ногу со временем».
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире информационной культуры. В нашем мире учитель должен стать координатором информационного потока. Поэтому, учителю просто необходимо владеть новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и не отставать от прогресса.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является формирование ИКТ компетентности учащихся. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их, не могут не отразиться на развитие современного ребёнка. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
Одним из основных положений Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Таким образом, использование ИКТ увеличивает возможности для такого формирования. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной школе.
В состав информационной компетентности входят умения, которые обучающиеся могут использовать при решении широкого круга задач не только в рамках одного предмета, но и на уроках по другим предметам, а также в практической деятельности.
Информационная компетентность:
- помогает ребенку успешно обучаться;
- позволяет выпускникам, соответствовать запросу рынка труда, способствует успешному профессиональному самоопределению;
- помогает быть реализованным в дальнейшем.
Одним из вариантов развития ИКТ-компетентности является осуществление проектной деятельности.
Каждый учитель старается дать ученикам наиболее полные сведения из своей предметной области. В результате ребенок перегружен информацией и не способен ее даже запомнить, не говоря о том, чтобы осмыслить и использовать на практике. Кроме того, знания, полученные на одном уроке, ребенок не может применить на другом, т.е. не реализует межпредметные связи. Таким образом, у обучающихся отсутствует целостная картина мира и, как следствие, теряется интерес к учебе. Здесь уместно использовать проектный метод.
Использование проектного метода очень актуально в наше время потому, что ученику необходимо понимать смысл и предназначение своей деятельности, самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности, овладевать которым можно не стихийно, а целенаправленно. Как отмечают известные современные ученые, обучение проектированию, проектное образование есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром.
Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата.
Формирование ИКТ-компетентности посредством проектного возможно, как в основной школе, так и в начальной, как в гуманитарных дисциплинах, так и в дисциплинах естественнонаучной направленности.
Проекты могут быть разных видов:
- Индивидуальные (ученик вместе с учителем разрабатывает один проект).
- Групповые (группа учеников одного или разных классов с учителем работают над проектом. В этом случае ребята распределяют задание, готовят совместное выступление).
- Семейные (один или несколько учеников выполняют проекты вместе с членами своей семьи. Руководителем проекта может быть как учитель, так и взрослый член семьи).
Самое главное, чтобы работа над проектом была полезна и интересна самим участникам, а также другим людям. Итогом работы над любым проектом должна быть его защита, будь то в классе, на общешкольном мероприятии, на уроке в другом классе, на различных конкурсах проектов.
Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких. Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя.
Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся (автор проекта) самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник
В настоящее время значительно присутствие компьютерных и интернет-технологий в повседневной деятельности обучающегося, в том числе вне времени нахождения в образовательной организации. В этой связи обучающийся может обладать целым рядом ИКТ-компетентностей, полученных им вне образовательной организации, а именно в проектной деятельности. В этом контексте важным направлением деятельности образовательной организации в сфере формирования ИКТ-компетенций становятся поддержка и развитие обучающегося. Данный подход имеет значение при определении планируемых результатов в сфере формирования ИКТ-компетенций.
Необходимо указать возможные виды и формы организации проектной деятельности, позволяющие эффективно реализовывать данное направление. Также в соответствии со структурой программы развития УУД, обозначенной в ФГОС, необходимо представить перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенции и инструментов их использования, а также планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования ИКТ.
Основные формы организации проектной деятельности по формированию ИКТ-компетенции обучающихся могут включить:
- проекты по информатике и другим предметам;
- проекты по факультативам, кружкам;
- интегративные межпредметные проекты;
- внеурочные и внешкольные проекты.
Среди видов проектной деятельности, обеспечивающих формирование ИКТ-компетенции обучающихся, можно выделить в том числе такие, как:
- выполняемые на уроках, дома и в рамках внеурочной деятельности проекты, предполагающие использование электронных образовательных ресурсов;
- создание и редактирование проектов в электронном виде;
- создание и редактирование электронных таблиц для проектного исследования;
- использование в проектах различных средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов;
- создание и редактирование презентаций к защите проектов;
- создание и редактирование графики и фото;
- создание и редактирование видео;
- создание музыкальных и звуковых объектов;
- поиск и анализ информации в Интернете;
- моделирование, проектирование и управление;
- математическая обработка и визуализация данных;
- создание веб-страниц и сайтов.
Эффективное формирование ИКТ-компетенции обучающихся может быть обеспечено усилиями команды учителей-предметников для осуществления межпредметных связей.
При работе над проектами применение средств ИКТ естественно необходимо. Поиск информации, обработка результатов исследований, оформление отчетов, проведение защит и презентаций – это всё требует овладения средствами ИКТ. Частный, но важный вид ИКТ-проектов – самостоятельная разработка школьниками под руководством учителей ИКТ-продукции для информатизации традиционных форм учебного процесса: тестов, электронных плакатов и других электронных образовательных ресурсов.
Таким образом, проектную деятельность невозможно себе представить без использования ИКТ, как не использовать электронные учебники и книги, мультимедийные энциклопедии, тренажеры различных видов, контролирующие системы. Применение ИКТ для создания проектов дает возможность учащимся развивать ИКТ-компетентность, проявлять исследовательские способности, самостоятельность в суждении, что служит началом творчества и развития личности каждого ученика.