Опыт педагогов

Коллекция методических разработок педагогов-практиков

Использование технологии «Дебаты» и ИКТ в ходе реализации проектной деятельности.

07.10.2018 Юлия Сергеевна Пономарева 0 Comments

Тип материала: методическое эссе.
Автор:Комиссарова Ирина Юрьевна, МОУ «Гимназия №15 Советского района Волгограда», учитель.
Все материалы публикуются в авторской редакции.

«Я могу ошибаться, а вы можете быть правы;
сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине»
Карл Поппер

Дебаты. Что же это такое?

Дебаты – это технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально дебаты создавались как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. С.А. Пуйман и В.В. Чечет в книге «Практикум по педагогике» определяют дебаты как прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.

По мнению доктора педагогических наук Е.О. Галицких, дебаты – форма обучения общению, способ организации работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование. [2]

Важно отметить, что побеждает в дебатах тот, кто смог привести наиболее логичные доказательства. Также в дебатах не может быть безоговорочной правоты одной из сторон.

В основе дебатов лежит спорное утверждение, которое является темой игры и определяет позиции соревнующихся команд.

Технология дебатов является эффективным средством обучения умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способность повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию. [1] Особую привлекательность дебатов составляет возможность рассматривать одно и то же явление с противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности. Кроме того, ценность дебатов заключается в том, что они могут использоваться в работе как с учащимися школ, так и со студентами различных ВУЗов.

У меня был опыт использования технологии «Дебаты» и ИКТ в рамках реализации проекта по риторике.
Ребята решили провести исследование на тему «Необходима ли школьная форма?» Совместно мы составили план работы над проектом:
провести первичный опрос учащихся гимназии в социальных сетях;
организовать дебаты в классе, записать видео выступлений спикеров;
провести повторный опрос.

На странице одного из учеников в социальной сети Вконтакте был создан и проведен опрос, включавший всего один вопрос: «Необходима ли школьная форма?», были даны два варианта ответа: «Да», «Нет». 57% опрошенных ответили «Да», 43 % — «Нет».

Следующим этапом было проведение дебатов.

В начале урока на экран был выведен результат опроса. Затем спикеры каждой команды выступили перед зрителями и судьями с аргументами в поддержку своей точки зрения. В числе прочих спикеры утверждающей команды привели следующие аргументы с демонстрацией информации на слайдах:

  1. Форма прививает деловой этикет (Фотографии школьной формы и деловых костюмов)
  2. Социальное равенство (РИА Новости, выступление Зампреда комитета Госдумы по образованию и науке Бориса Чернышова (ЛДПР)
  3. Комплект формы дешевле, чем целый гардероб (Пример цен на школьную форму и комплект «обычной» одежды).

Отрицающая команда опровергала доводы противников. Но в связи со слабой аргументацией, а также нарушением правил дебатов, судьями было вынесено решение о победе команды утверждающих.

По окончании урока учащиеся сами подвели итоги. Отметили, что в процессе подготовки поработали с разными источниками информации, структурировали ее, подбирая весомые доказательства своего суждения. Также было сказано об умении находить интересные вопросы, исходя из речи противоположной команды, и выслушивать оппонента (с чем, по заявлению ребят, в их классе проблемы).

На третьем этапе учащимися был проведен повторный опрос учащихся гимназии в социальной сети Вконтакте. Вопрос был тем же, что и в первый раз: «Необходима ли школьная форма?» Изменилось то, что учащиеся прикрепили к опросу запись с выступлениями спикеров обеих команд (выступления записывались во время урока).

Результаты повторного опроса показали следующее: 64 % высказались за необходимость ношения школьной формы и 36 % — против.

По моему мнению, использование технологии «Дебаты» при подготовке проекта позволило реализовать поисковый, исследовательский тип обучения, целью которого является углубление понимания изучаемых вопросов. А применение ИКТ помогло преподнести материал в доступной форме, а также привлечь к обсуждаемой теме учащихся из других классов.

Обычно учащихся трудно убедить в необходимости носить школьную форму. Формат дебатов позволяет решить эту проблему.

Считаю, что технология «Дебаты» (ее элемент) и информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью урока и внеурочного занятия, направленного на формирование универсальных учебных действий.

Список литературы

  1. Вахрушева, Л.Н. Дебаты в методической системе работы школы / Л.Н.Вахрушева, С.В.Савинова // Справочник заместителя директора школы, 2009. – № 1. – С. 21 – 32.
  2. Галицких, Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности / Е.О.Галицких. – М.: Академический проект, 2004.
#дебаты#ИКТ#литература#методическое эссе#проект#социальные сети

Previous Post

Next Post