Виды электронных ресурсов в практике школьного преподавания и проектной деятельности
07.10.2018 Юлия Сергеевна Пономарева 0 Comments
Тип материала: методическое эссе.
Автор:Мартынова Алла Васильевна, студентка группы МИФ-МИБ-51 Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Все материалы публикуются в авторской редакции.
В наше время с высоким развитием информационных технологий, они стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. Они влияют на все сферы жизнедеятельности, в том числе и на образовательную. К данной сфере предъявляются новые требования, связанные с информационными технологиями, для улучшения качества обучения учащихся.
Электронные ресурсы представляют собой электронные данные (информацию в виде чисел, букв, символов или их комбинаций), электронные программы (наборы операторов или подпрограмм, обеспечивающих выполнение определенных задач, включая обработку данных) или сочетание этих видов в одном ресурсе.[1] Данные ресурсы помогают повысить мотивацию, сделать урок интересней. Они влияют на наглядность и интерактивность обучения, улучшая овладение коммуникативными и информационными компетенциями. Электронные ресурсы можно использовать как наглядный материал, тренажер, контроль и другие виды применения.
Одним из самых распространенных и часто используемых программ для создания интерактивных ресурсов является Microsoft Power Point или его бесплатный аналог OpenOffice Impress. В данной программе можно создавать презентации, которые могут помочь в представлении материала на любом школьном уроке независимо от предмета. Например, презентация, сопровождающая излагаемый материал учителя картами, графиками, схемами, таблицами и т.д. С помощью специального инструмента «триггер» можно усовершенствовать презентацию, сделав её более интерактивной. Например, добавив кнопки, созданные помощью триггеров, можно сделать всплывающие окна, которые при нажатии на термин в тексте выведет окно с его определением или необходимое изображение. Например, при изложении доказательства теоремы по геометрии можно продемонстрировать поэтапный процесс с наглядной иллюстрацией. Также с помощью данного инструмента презентацию можно превратить в тренажер, тест и т.п. Тренажер может представлять собой электронную адаптацию упражнений и задач из учебника, сборника, например, распределение на группы по соответствующему признаку. Тест в данной программе можно реализовать следующим способом: выводится вопрос с вариантами ответов, при нажатии на выбранный вариант напротив него появляется соответствующее обозначение верного или неверного ответа.
Также для создания статичных презентаций можно использовать платформу Prezi, имеющую приятную графику и большой набор различных инструментов, который позволяет заменить Power Point.
Мультимедиа платформа Adobe Flash является устаревшей технологией, но благодаря простате создания электронных ресурсов, она хорошо подходит для использования в образовательной сфере на любых школьных предметах. С помощью данной платформы можно создать разнообразные тренажеры, обучающие игры и т.п. В сравнении с Power Point, Adobe Flash обладает превосходящим количеством инструментов, благодаря чему электронный ресурс более интерактивный и имеет значительно больше возможностей. Можно заметить, что не редко данный формат ресурса используется в электронных приложениях на CD-дисках к учебникам.
Если рассматривать конкретные предметы, то учителям математики для разработки электронных ресурсов подходит динамическая математическая программа GeoGebra. Данная программа имеет возможности построения графиков функций, работы с геометрическими построениями, создания интерактивных иллюстраций и тренажеров. Например, продемонстрировать открытие теоремы Пифагора, решая задачу на квадратной решетке. [2] Также программу GeoGebra можно использовать на уроках физики, иллюстрируя законы данной области естествознания, например, электронный ресурс «Собирающая линза». [3]
Выше представленные возможности создания электронных ресурсов – это малая часть из всего разнообразия. C каждым годом информационные технологии развиваются и платформы для создания ресурсов совершенствуются, например, захватывая область 3D-технологий, и численно их становится больше.
Используемая литература и ресурсы
- ГОСТ 7.82-2001 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления — М.: ИПК Издательство стандартов. 2001г.
- Открываем теорему Пифагора (решая задачу на квадратной решетке) URL: https://www.geogebra.org/m/VV5sKBUf
- Демонстрация «Собирающая линза» . URL: https://www.geogebra.org/m/zaDF4jR7