ЦОР «Перевод чисел»
24.04.2017 Юлия Сергеевна Пономарева 0 Comments
Тип материала: учебно-методическая разработка
Автор: Ларина Элла Семеновна
Место работы: МОУ Лицей № 2 г.Волгоград
Материалы публикуются в авторской редакции
Описание работы
ЭОР «Перевод чисел из одной системы счисления в другую».
Предмет: Информатика
Цель работы: создание приложения для отработки навыков перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую и наоборот – из любой в десятичную.
Задачи, решаемые при использовании приложения:
- Приложение предполагает создание индивидуального темпа работы при решении задач на перевод чисел из одной системы счисления в другую.
- Приложение может работать как тренажер – в режиме обучения. В этом случае появляется вариант правильного ответа в случае ошибки пользователя.
- Приложение снабжено всем необходимым справочным материалом. Как следствие, приложение является полным программным продуктом, отвечающим требованиям, как учебного, так и тестирующего средства.
- В приложении заложена система отслеживания ответов пользователя, идет учет всех попыток, из них верных и неверных, «пустых» шагов пользователя (формирование нового примера без дачи ответа).
Описание работы: Приложение создано для включения в урок в качестве дидактического средства и имеет такие характеристики:
- Темы, проверяемые при помощи данного ЦОРа – «Перевод целых числе из одной системы счисления в другую» и «Перевод дробных чисел из одной системы счисления в другую».
- Режимы работы пользователя – «Тестирование» (проверка знаний с выводом результатов проверки на экран – как в результате всего тестирования, так ми в результате работы над конкретным заданием) и «Обучение» (при неправильном ответе на вопрос пользователь знакомится с правильным ответом).
- Количество вопросов не ограничено – следующий вопрос (новое задание с новыми числами) генерируется автоматически. В заданиях на перевод дробных чисел генерация новых данных такова, что ответ можно дать однозначно (в ответе – не бесконечная дробь).
Результат, на достижение которого направлена работа: в результате работы с приложением формируются прочные навыки при решении конкретной задачи (перевод чисел из одной системы счисления в другую), фигурирующей многократно (в разных интерпретациях) в заданиях ЕГЭ.
Краткое описание приложения
Как правило, для подготовки к ЕГЭ по информатике необходимо, чтобы у учеников были отработаны основные навыки: перевода чисел из одной системы счисления в другую, создания таблиц истинности логических выражений и других базовых операций.
При решении более сложных задач, базирующихся на этих навыках, необходимо, чтобы выполнение базовых операций было отработано до автоматизма и не вызывало бы трудностей с их пониманием.
Поэтому как при прохождении темы «Системы счисления», так и в дальнейшем, нужно постоянно обращаться к повторению алгоритмов перевода и решать задачи на выполнение переводов.
ЦОР «Перевод чисел» позволяет организовать такое повторение ежеурочно (приложение представляет из себя тренажер по отработке навыков перевода чисел из одной системы счисления в другую).
Описание ЦОРа:
- Работа с ресурсом не вызывает труда, так как все кнопки снабжены необходимыми подсказками. По ходу выбора режимов работы также появляются подсказки. Навигация по приложению прозрачна, выбранные режимы подсвечиваются обрамляющими рамками.
- Для напоминания алгоритмов в приложении есть справка.
- Числа в заданиях приложения генерируются автоматически (по нажатию кнопки «Обновить»), что исключает списывание у рядом сидящего соседа. Генерируется как число, так и основание системы счисления, в которую (из которой) это число переводится.
- Генерация чисел для перевода дробных такова, что ответ будет получен в виде конечной десятичной дроби (исключаются числа, дающие в ответе бесконечную дробь или большое количество цифр после запятой).
- По окончанию выполнения очередного примера можно узнать результат выполнения именно этого примера (по нажатию кнопки ОК). По окончанию работы ученик (как и учитель при необходимости) может узнать результат всей своей работы (по нажатию кнопки «Завершить»).
В основном приложение может использоваться на практике в индивидуальном режиме (ученик-компьютер). Фронтальная работа с классом с использованием приложения не эффективна. Так как ЦОР отрабатывает навыки по информатике, то предполагается, что занятия будут вестись в компьютерном кабинете, оснащенном достаточным количеством ПК.
Приложение уже используется в учебном процессе в течение текущего учебного года. Хорошие результаты дало его применение на уроках в гуманитарных классах — с учениками, обладающими менее выраженным алгоритмическим мышлением, чем у учеников математических классов. Работа с приложением в этих классах позволяет отрабатывать также математические навыки счета (возведения в степень, деления – с пониманием, что является остатком, что частным от деления), что в целом сыграет положительную роль в развитии математического мышления.