Формирование ИКТ — компетентности у обучающихся младших классов
24.04.2017 Юлия Сергеевна Пономарева 0 Comments
Тип материала: методическая разработка на основе обобщения педагогического опыта
Автор: Сычева Марина Павловна
Место работы: МБОУ «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №3», учитель начальных классов.
Материалы публикуются в авторской редакции.
Краткая аннотация проекта
Проблема формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования в настоящее время является актуальной. Владение современными ИКТ-технологиями составляют основу грамотности современного человека. Мы живём в информационном обществе, каждый из нас и наши ученики, в том числе, ежедневно должны обрабатывать гигантские потоки информации.
Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной школе.
Введение
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения».
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Проблема использования технических средств обучения уже на протяжении многих лет поднимается и решается в сфере образования.
Информационно-коммуникационные технологии или ИКТ- технологии, связаны с созданием, сохранением, передачей, обработкой и управлением информацией.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Следовательно, возникает значимость информационной компетентности учащихся и учителей школ, а она является одной из ключевых компетенций. Использование в учебно-воспитательном процессе средств ИКТ направлено на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения учащимися знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новые знания.
Развитие личности – важнейшая задача современного образования. Общество требует проявления у человека таких социально значимых качеств, как готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера сейчас необходимы каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал обогащенного развития личности. Сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования ИКТ. Совершенно очевидно, что реализация внеурочной деятельности в практике школы, отвечает требованиям современной жизни.
ИКТ-компетентность — это общешкольное умение. Формирование ИКТ — компетентности должно проходить на всех уроках, и, безусловно, во внеурочной деятельности. Наша общая задача — сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности. Формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения. Учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.
Особенным в смысле освоения ИКТ и начала формирования
ИКТ — компетентности является период обучения в начальной школе. Именно в это время происходит знакомство учащихся с большинством инструментов деятельности, с которыми они будут работать в течение всех лет обучения в школе.
Актуальность темы обусловлена возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью научно — обоснованного подхода к разрешению противоречия между постоянным изменением информационного образовательного пространства и уровня компетентности участников образовательного процесса в сфере использования ИКТ и отсутствием механизма формирования ИКТ-компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
Проблема: отсутствие программы внеурочной деятельности по формированию ИКТ-компетентности.
Цель проекта: определение механизмов формирования
ИКТ-компетентности обучающихся младших классов через реализацию программы внеурочной деятельности.
Задачи:
- Изучить научно-теоретическую и методологическую литературу по теме проекта.
- Обосновать необходимость формирования ИКТ-компетентности обучающихся младших классов через занятия внеурочной деятельностью.
- Разработать программу внеурочной деятельности «Мой первый мир Лого», направленную на формирование ИКТ-компетентности обучающихся младших классов.
Объект исследования: процесс формирования ИКТ-компетентности обучающихся младших классов.
Предмет исследования: программа внеурочной деятельности, направленная на формирование ИКТ-компетентности обучающихся младших классов.
Полный текст работы
город
прогулка
Свидетельство о публикации