Опыт педагогов

Коллекция методических разработок педагогов-практиков

Развитие пространственного представления младших подростков с использованием компьютера

17.04.2018 Юлия Сергеевна Пономарева 0 Comments

Тип материала: серия уроков по информатике.
Автор: Есина Яна Васильевна.
Место работы: учитель информатики МОУ «Лицея №8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда».
Материалы публикуются в авторской редакции.

Краткая аннотация

 
При изучении раздела «Знакомство с графическим редактором» в 5 классе мы столкнулись с проблемой, что рисунки школьников в большинстве плоские, в то время как в изучаемом графическом редакторе Paint есть специальные инструменты для наклона и отражения элементов рисунка, чтобы можно было показывать объем фигур. В классической программе эти инструменты изучаются, но впоследствии школьники редко ими пользуются, продолжая рисовать плоские рисунки, либо рисунки с ошибками в изображении объема. В связи с этим у нас возникло предположение, что у детей недостаточно развито пространственное мышление и они не могут представить объемный объект в плоском виде.
Формирование пространственного мышления является важной проблемой психологии. Поскольку в своих наиболее развитых формах, оно формируется на графической основе, то с особой остротой эта проблема выступает при совершенствовании методики обучения таким общеобразовательным предметам как геометрия, география, черчение, рисование, труд. Несмотря на разносторонние и интенсивные поиски оптимизации обучения этим учебным дисциплинам (о чем свидетельствует обширная психологическая и методическая литература), в педагогической практике все еще не удается преодолеть высокий процент неуспеваемости, зависящий в значительной мере от недостаточного развития у школьников и студентов пространственного мышления. Исследование психологических механизмов формирования в процессе обучения может рассматриваться как существенное звено в решении этой важной теоретической и практической проблемы. Этим определяется актуальность работы.
Целью исследования было выявление уровня сформированности пространственного мышления и поиск механизмов развития его с помощью компьютера.
Задачи исследования. Для экспериментального изучения были выделены следующие задачи:\

  1. Выявление уровня развития пространственного мышления в ходе изучения графического редактора Paint.
  2. Разработка уроков с использованием программы 3D-моделирования Google SketchUp, позволяющих развить пространственное мышление.
  3. Исследование результатов влияния освоения данной программы на развитие пространственного мышления, а в частности на рисование пространственных фигур в графических редакторах.

Гипотеза исследования. Может ли использование программ для 3D-моделирования способствовать развитию пространственного мышления для рисования объемных фигур, за счет простоты создания модели и возможности рассмотрения ее под любым углом, и в то же время представления ее в плоском виде – на экране монитора.
Методы исследования. Использовались экспериментальные уроки, с одной стороны объясняющие, как пользоваться программой Google SketchUp, а с другой вводящие понятия пространственных фигур средствами программы. Для проверки результатов исследования были разработаны практические задания в графическом редакторе Paint.
В эксперименте принимали участие школьники 5 классов. Использовался констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые для развития пространственного мышления используются не наглядные формы, а компьютерные модели и процесс их создания, которые помогают осуществить переход от эмпирического понимания и использования знаний о пространстве к теоретическому его анализу, способам преобразования.
Практическое значение исследования состоит в разработке методических рекомендаций по развитию пространственного мышления учащихся в процессе изучения программы для 3D-моделирования Google SketchUp. Разработанные планы уроков позволяют использовать программу для введения основных понятий пространственных фигур, возможностей их получения из плоских, а также преобразования простых фигур в сложные. В дальнейшем существует возможность использования этих и модифицированных методов на уроках геометрии, черчения, ИЗО. Преимуществом этого метода является простота и быстрота создания модели, возможность повернуть ее под любым углом, возможность создания скриншота и изучения понятий перспективы как на самой модели, так и на изображении модели в фиксированном положении.

Урок наклон и отражение

Урок по Sketchup

#3D-моделирование#5 класс#Google SketchUp#информатика#конкурс#конспект урока#методическая разработка

Previous Post

Next Post