Опыт педагогов

Коллекция методических разработок педагогов-практиков

Электронный образовательный ресурс «Социальная информатика. Ситуационные задачи»

24.04.2017 Юлия Сергеевна Пономарева 0 Comments

Тип материала: учебная разработка.
Автор: Овчинникова Ирина Ивановна.
Место работы: МОУ «Гимназия №12 Краснооктябрьского района Волгограда».
Должность автора: учитель информатики.
Материалы публикуются в авторской редакции.

Описание разработки

  1. Предмет: информатика и ИКТ
  2. Цель: формирование у обучающихся навыков поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности, этики и права.
  3. Задачи:
    • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;
    • формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе,
    • формирование установки на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией

Аннотация работы:
Важнейшими целями современного образования являются ориентированность на личность каждого ребенка, его психологическую и физическую безопасность, обеспечение защиты прав личности, что включает   формирование у обучающихся правовой грамотности, гражданской ответственности и правового самосознания. Составной частью правовой культуры являются вопросы, касающиеся информационной безопасности. Вопросы, касающиеся организационных мероприятий, технических средств, а также программного обеспечения защиты личности в информационном обществе рассматриваются в курсе «Информатика и ИКТ».
Формирование этих навыков предусмотрено стандартом среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (профильный уровень). В частности, в нем указывается на то, что среди целей изучения этого курса важное место отводится воспитанию чувства ответственности за результаты своего труда; формированию установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией.
Модуль «Социальная информатика» может быть использован при изучении соответствующих разделов программы, как на базовом, так и на профильном уровне, как на уроках, так и  на занятиях кружка, факультатива при изучении в разделе «Информационная деятельность человека» следующих тем:

  • Роль информации в современном обществе и его структурах: экономической, социальной, культурной, образовательной.
  • Информационные ресурсы и каналы государства, общества, организации, их структура.
  • Информационная этика и право, информационная безопасность.
  • Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения.

Ситуационные задачи, предлагаемые в пособии, позволят глубоко понять те правовые нормы, которыми следует руководствоваться при работе с информацией. Практические умения и навыки необходимо формировать в условиях, приближенных к жизненным. Наиболее подходящим средством для этого являются ситуационные задачи, т. е. задачи, которые формулируются в виде описания жизненных ситуаций.
Школьникам предлагается проанализировать эти ситуации, выявить в них моменты правонарушений, обосновав выдержками из изученных нормативных документов.
Учебный модуль «Социальная информатика» представляет собой сборник ситуационных задач – видеороликов по темам «Правовая охрана программ для электронных вычислительных машин и баз данных»,  «Преступления в сфере компьютерной информации», «Об электронной цифровой подписи». Каждая задача и решение к ней представлены как в текстовом виде, так и видеосюжетом, в зависимости от типа урока или внеурочного занятия учитель может использовать задачи для коллективного обсуждения или для индивидуальной работы обучающихся.
Особое внимание в пособии  уделяется вопросам:

  • Информация как объект юридической защиты.
  • Общедоступная, конфиденциальная и секретная информация.
  • Основные принципы засекречивания информации.
  • Основные положения закона «Об информации, информатизации и защите информации»
  • Авторское право, права автора или правообладателя в законе «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»
  • «Преступления в сфере компьютерной информации»
  • Закон «Об электронной цифровой подписи»

Вкладка «Учителю» содержит методические рекомендации для проведения занятий и включает разделы «Введение», «Темы раздела», «Основные вопросы», «Содержание задач», задания подготовительного этапа. На подготовительном этапе обучающиеся знакомятся с основными положениями документов

  • «Об информации, информатизации и защите информации
  • «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»
  • главы «Преступления в сфере компьютерной информации» Уголовного кодекса РФ
  •  Закон «Об электронной цифровой подписи»

На вкладках «1 этап. Часть1» , «1 этап. Часть2», «1 этап. Часть3» даны вопросы, которые необходимо проработать с учениками на подготовительном этапе. Это может быть самостоятельная домашняя работа, диспут, круглый стол – в зависимости от подготовки класса и предпочтений педагога.
Вкладка «Документы» предназначена для подготовки к занятиям как педагога, так и учеников и содержит основные положения документов

  • «Об информации, информатизации и защите информации
  • «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»
  • главы «Преступления в сфере компьютерной информации» Уголовного кодекса РФ
  •  Закон «Об электронной цифровой подписи».

Вкладки «О защите информации», «Преступления в сфере компьютерной информации», «О цифровой подписи» — основные разделы модуля. Здесь содержатся тексты и видеосюжеты задач и ответы к ним. Работа с задачами может быть организована, как коллективный просмотр и разбор ситуации с элементами дискуссии, урок по кейс-методу, когда класс разделяется на группы и работает с отдельными темами или задачами. Учитель легко может встроить отдельные сюжеты в урок или работать с модулем на компьютерах учеников в индивидуальном режиме.
Вкладка «Тестирование» предназначена для актуализации знаний и может использоваться не столько для проверки, сколько для обобщения знаний и представлений обучающихся, так как тема в целом направлена на формирование правовой грамотности и воспитания гражданской позиции обучающихся.
Ссылка на архив проекта

Литература

  1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ;
  2. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень);
  3. Примерная программа основного общего образования по Информатике и ИКТ;
  4. Примерная программа среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ (профильный уровень);
  5. Семенова З.В. «Ситуационные задачи в теме «Правовые аспекты информационной безопасности». «Информатика и образование», Москва,  2-2008, с. 65.

Свидетельство о публикации

#информатика#ситуационные задачи#социальная информатика

Previous Post

Next Post