Опыт педагогов

Коллекция методических разработок педагогов-практиков

Музейная экскурсия в 5-6 классах как средство формирования умения публичного выступления (на примере организации школьного музея)

27.01.2016 Елена Сергеева 0 Comments

Тип материала: методическая разработка на основе обобщения собственного педагогического опыта

Автор: Перегудова Ольга Васильевна

Место работы: МКОО «Куликовская СОШ» Новониколаевского района, Волгоградской обл.

Должность автора: директор; учитель русского языка и литературы высшей категории

* Материалы публикуются в авторской редакции

 

Актуальность методической разработки обусловлена возрастанием роли речевой культуры в адаптации и социализации ребенка. От того, в какой степени школьник владеет культурой речи, зависят его коммуникативные способности, успех среди сверстников и эффективное взаимодействие в образовательном процессе. Таким образом, формирование коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного общения, – одна из актуальных задач организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.

Одним из способов формирования коммуникативных компетенций является публичное выступление, которое необходимо строить исходя из возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Методическая разработка выполнена на основе обобщения педагогического опыта организации школьного музейно-образовательного комплекса как региональной инновационной площадки по музейной педагогике.

Предлагаемые типовые решения особенно могут оказаться востребованными в связи с введением и реализацией ФГОС общего образования, который предусматривает «формирование и развитие коммуникативной, языковой компетенций» [5, с.6], «владение всеми видами речевой деятельности» [5, с.9], в том числе «умения выступать перед аудиторией» [5, с.10].

Младший подростковый возраст (5-6 класс) многие исследователи считают периодом «зенита любознательности». Дети данного возраста испытывают потребность в положительной оценке себя во взаимодействии со сверстниками и значимыми взрослыми, в проявлении собственной активной позиции. Они с удовольствием занимаются в школьном историко-краеведческом музее, становятся экскурсоводами. Многопрофильность музея позволяет им найти занятие согласно собственным интересам и потребностям: обучающиеся 5-6 классов являются активными участниками общешкольного проекта «Музей в чемодане». См. Приложение 1.
Юные экскурсоводы публично представили экспозицию «Личные вещи солдат времен  Великой Отечественной войны» в пожарной части, в сельской  библиотеке и поселковой администрации. См. Приложение 2

С какими трудностями столкнулись? Какие возникли проблемы?

—                Во-первых, возникла проблема владения устной речью: отсутствие способности свободно и четко излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста.

—                Во-вторых, не хватало умения установить контакт с людьми, построить диалоговые отношения в содержательном контексте экскурсии.

—                В-третьих, дети, способные преодолеть проблемы указанные выше, в обществе незнакомых людей  очень  волновались, т.е. им не хватало уверенности в себе.

Из обозначенных затруднений выявим главную проблему: как у обучающихся 5-6 классов сформировать умение публично выступать, используя такое средство, как музейная экскурсия?

Целью моей работы является разработка рекомендаций по формированию умения публичного выступления у обучающихся 5-6 классов средством экскурсии.

Профессиональные педагогические задачи

Исходя из указанной цели исследования, определим основные задачи:

1. Обосновать сущность музейной экскурсии как педагогического условия формирования умений публичного выступления обучающихся 5-6 классов.

2. Выявить особенности умений успешного публичного выступления в условиях экскурсионной деятельности в школьном музее.

3. Разработать пошаговые рекомендации для обучающихся 5-6 классов по формированию умения публичного выступления в условиях школьного музея.

Теоретические основы решения профессиональных задач

Теоретической основой решения профессиональных задач составляют методические положения об экскурсоведении, разработанные Емельяновым Борисом Васильевичем. В краткой форме он определяет «сущность экскурсии» так: «экскурсия – сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче» [2, с. 3]. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии.

Задачи, стоящие перед экскурсией, автор представляет в виде следующей схемы. См. Приложение 3.

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить  значение  события, предмета, (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).

Особую роль в решении поставленных профессиональных задач может сыграть курс «Школьная риторика» Т.А. Ладыженской, который ориентирован на формирование коммуникативной компетенции.  Данный  курс реализуется в Куликовской школе в 1 — 8 классах, согласно учебному плану.

При составлении памяток использованы методические рекомендации для учителей и руководителей школьных музеев, разработанные специалистами Волгоградской станции детского и юношеского туризма и экскурсии [4] и учебное пособие «Методика публичного выступления» Головановой Инны Игоревны, преподавателя Казанского государственного университета [1].

Система педагогических средств.

Экскурсия – это многоаспектное педагогическое средство, чем больше будет учтено её  особенностей, тем лучше будет конечный результат.

При подготовке экскурсии необходимо определиться:

  1. Что говорить – информационный аспект  экскурсии.
  2. Как говорить – коммуникационный  аспект общения   экскурсантами.
  3. Кто говорит – личностный аспект произнесения публичной речи.
  4. Кому говорит – ориентация на аудиторию.
  5. Зачем говорить – решение актуальных проблем, ориентация на потребности и интересы аудитории.
  6. Где говорить – оформление и присвоение музейного пространства.
  7. Когда говорить – учет времени суток, времени года.
  8. Сколько говорить – учет количества времени.

Опыт экскурсионной работы убедительно свидетельствует о том, что лишь те экскурсии достигают поставленной цели, которые построены с учетом особенностей и правил публичной речи, которая происходит  в ситуации живого общения. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению.

Перечислим основные из них: решительное начало выступления, драматизм, сдержанная эмоциональность, краткость, диалогичность, разговорность, установление и поддержание контакта с аудиторией, понятность главной мысли, решительный конец [1, с.23].

Исходя из вышесказанного, выделим главные направления деятельности: подготовка экскурсии как публичного выступления, процесс проведения экскурсии, оценка эффективности экскурсии как публичного выступления.

Методика решения профессиональных задач.

Подробнее остановимся на первом направлении. Правильная подготовка экскурсии — это залог успеха её проведения. На данном этапе формируется умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории. Подготовка экскурсий проводится в несколько этапов: выбор темы экскурсии, создание экскурсии на выбранную тему, подготовка экскурсовода для проведения экскурсии. Выбор темы экскурсии зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания «банка» экскурсий. Работа начинается с подбора материала по теме и его изучения, отбора объектов показа, а также накопления знаний по всем разделам темы. Например, при подготовке экскурсии «Свидетели технического прогресса» тщательно отбираем объекты показа: радио, патефон, телефон, фотоаппарат, киноаппарат, телевизор. Далее создаем экспозицию в этнокультурном музее. Затем творческая группа, состоящая из обучающихся и родителей, начинает отбирать интересный материал об музейных предметах (из Интернета, архивных источников, из рассказов очевидцев). Учитель оформляет собранный материал, соблюдая законы композиции и логики, в соответствии с видом экскурсии (обзорная См. Приложение 4, тематическая См. Приложение 5).

Следующий очень важный этап работы — подготовка экскурсовода. На этом этапе формируем три группы умений: речевые умения, умение управлять своим эмоциональным состоянием, умение устанавливать контакт с аудиторией:

1. Речевые умения (умение говорить грамотно, понятно, красиво). Речь экскурсовода представляет собой целенаправленную деятельность по реализации возможностей языка. Успех этой деятельности зависит от того, какое внимание уделяет экскурсовод совершенствованию своего речевого мастерства. Экскурсовод в экскурсии использует обе формы речи – внутренняя речь предшествует внешней, а экскурсант, усваивающий сообщение экскурсовода, использует при этом лишь внутреннюю речь. Это помогает лучше понять и запомнить полученные знания, согласиться с выводами экскурсовода, его точкой зрения. Такую ситуацию в экскурсии называют методическим приемом скрытого диалога, который позволяет экскурсанту, не вступая в открытую словесную дискуссию, сделать правильный вывод по излагаемому материалу. Как работать над качеством речи?

Во-первых, учиться у более опытных экскурсоводов. С этой целью мы используем выездные экскурсии. Например, интересными  и грамотными  были экскурсии в музеях Воронежской области: «Деревенька 17 -19 веков», «Во дворце принцессы Ольденбургской»

Во-вторых, работать над индивидуальными и типичными ошибками в речи. Для одного экскурсовода – это усвоение различных форм оживления речи, для другого – борьба со словами-паразитами, для третьего – выявление и искоренение погрешностей в языке, для многих – устранение тавтологии в речи.

2. Умение управлять своим эмоциональным состоянием, преодолевать страх и неуверенность в процессе выступления и перед выступлением. Главное – правильно настроиться на выступление, выбирая оптимальное эмоциональное состояние. Как это сделать? Используем прием «присвоения пространства». Юный экскурсовод осваивает зону проведения экскурсии, детально рассматривает экспонаты, место их нахождения. Он мысленно «присваивает себе это пространство». В руках находится его указка, которая придает ему уверенность и снимает проблему правильной жестикуляции. Экскурсовод «репетирует» экскурсию несколько раз, ведь ничто так не снимает страх, как приобретенный опыт публичных выступлений. Поэтому на подготовительном этапе юный экскурсовод выступает с экскурсией перед обучающимися различных классов. После  каждого публичного  выступления ведется индивидуальная беседа, анализ, вносятся корректировки.

3. Умение устанавливать контакт с аудиторией. Важно, чтобы контакт с аудиторией установился в первые минуты экскурсии. Для этого вежливо приветствуем собравшуюся аудиторию, говорим тему и цели экскурсии. Используем в речи глаголы в повелительном наклонении: «обратите внимание, посмотрите, представьте себе, рассмотрите, подойдите поближе, повернитесь, пожалуйста, направо». Экскурсовод привлечет внимание слушателя, если будет применять средства наглядности: рисунки, демонстрационную технику, видеосюжеты. Например, в тематической экскурсии «Основоположник мировой трансплантологии» используем фрагменты из документальных фильмов об экспериментальной деятельности Демихова Владимира Петровича, уроженца хутора Куликовского.

Для успешного проведения музейных экскурсий можно порекомендовать следующие этапы (шаги):

1                Организация пространства.

2                Контакт со слушателями.

3                Логичность, краткость и правильность речи.

4                Удержание внимания аудитории.

5                Обмен позитивной энергетикой.

6                Решительный конец экскурсии.

Подробнее о пошаговых рекомендациях  См. Приложение 6. 

Продукты методического проекта.

Итак, у обучающиеся 5-6 классов в ходе подготовки и проведения публичных выступлений на базе школьного музея были сформированы:

—                знания о том, как четко, логично и выразительно излагать материал экскурсии на различные темы;

—                умения строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми во время проведения экскурсии, используя разработанные памятки См. Приложения 7,8;

—                навыки сохранения адекватного эмоционального состояния, снятия напряженности и поддержания комфортной психологической обстановки во время экскурсии.

Более того, у детей развиваются и психические процессы: память, внимание, образное мышление, абстрагирование и т.д.

Таким образом, музейная экскурсия является эффективным средством формирования умения публичного выступления. У обучающихся 5-6 классов, которые проводили экскурсии в школьном музее, появилась способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, пробудилось стремление к речевому самосовершенствованию. Наблюдается личностный рост юных экскурсоводов.

Условия эффективности применения типовых решений в практике

В Куликовской школе создан музейно-образовательный комплекс – результат совместных усилий детей и взрослых. Он состоит из 5 залов разной направленности: этнокультурный зал, литературная гостиная, историко-краеведческий, Зал хуторской славы, музей-мастерская декоративно-прикладного искусства. См. Приложение 9. Музей является благоприятной культурно-образовательной средой для формирования личности обучающихся. Школа работает в режиме региональной инновационной площадки по музейной педагогике, находится в постоянном поиске новых средств и методов, применяемых для развития и совершенствования коммуникативно-речевых компетенций обучающихся. Но одним из самых эффективных средств остается  музейная экскурсия, с помощи которой идет «формирование и развитие коммуникативной, языковой компетенций» обучающихся.

Приложения

Приложение 1. Фото. Реализация общешкольного проекта

«Музей в чемодане».

1

Проведение экскурсии «Личные вещи солдат времён Великой Отечественной войны» в пожарной части Куликовского поселения.

 Приложение 2. Текст экскурсии для обучающихся 5 класса «Личные вещи солдат времён Великой Отечественной войны»

Здравствуйте, я экскурсовод Куликовской школы. Хочу представить Вам экскурсию «Личные вещи солдат времен Великой Отечественной войны».

Личные вещи брали на фронт и русские, и немецкие солдаты. Вещи пережили своих хозяев и сегодня спустя почти 70 лет дают нам возможность по-иному взглянуть на войну, лучше представить не только судьбу целого народа, но и жизнь отдельно взятого человека.

Обратите внимание на эту вещь — планшет офицерский — специальная сумка для командного  состава (офицеров, прапорщиков и сержантов) выполнен из коричневой кожи. В полевых условиях он был для командира и сейфом для документов, и письменным столом. Но он же делал офицера и приметной мишенью для противника. Так уж было заведено, что при первой опасности содержимое планшета уничтожалось. В нашем «Музее-чемодане» находится двухсекционный полевой офицерский планшет с дополнительным карманом для карандашей и ручек, изготовленный для офицеров Красной армии. Его также называют командирской сумкой, офицерской сумкой, сержантской сумкой, планшеткой, планшетом и палеткой.

Полевой котелок. Круглые алюминиевые котлы стали изготавливать в Ленинграде на заводе «Красный Выборжец». Этот завод на долгие годы стал одним из основных производителей алюминиевых предметов снаряжения для бойцов Красной Армии. Котелок полевой выдавался солдатам для того, чтобы поддерживать силы в условиях военных действий, котелок армейский поможет приготовить питательный обед. Котелок армейский должен быть изготовлен только из качественного металла. Легкий, надежный и многофункциональный котелок станет неотъемлемым атрибутом каждого солдата.

Есть вещи, которые не меняются с годами, потому что они были хороши и функциональны в своем первоначальном варианте. К таким предметам смело можно отнести военную каску. Эти металлические шлемы, разработанные советскими конструкторами в 1940 году, носили на головах солдаты Красной и Советской армии.  Однако мало кто знает, что история современной российской каски началась в 1915 году, причем благодаря французам. «Котелок для мозга», «Привет от Адриана»- так шутливо называли каски, воевавшие на фронтах Первой мировой. Скрупулезные англичане подсчитали, что каски снижают потери убитыми на 12 процентов, ранеными – на 28 процентов, причем доля ранений головы в общем числе уменьшилась с 25 до 3 процентов.

Перед Вами каска под наименованием «шлем стальной образца 1940 г.» (СШ-40). В этой каске солдаты Красной Армии прошли всю войну.

Немцы на самом деле долго игнорировали каски, но когда занялись этим вопросом, то подошли к нему с немецкой аккуратностью и педантичностью. Еще в 1916 году они изготовили значительное количество касок различных форм, отстреляли их на полигоне, составили определенные технические требования по их форме, толщине металла и весу. В результате, к началу 1916 года они разработали свою знаменитую общеизвестную каску. Ее форма и защитные качества были признаны лучшими среди воюющих стран. Эта каска без серьезных изменений прослужила вплоть до 1945 года. Ее узнаваемая форма предопределена сочетанием объемов цилиндрического тела, охватывающего голову, и конусным назатыльником, прикрывающим уши от удара звуковой волны и осколков. Выступающий козырек придает шлему агрессивную, хищную форму. Именно эта форма шлема легла в основу всех военных шлемов Германии последующих годов.

Имеется в нашем музее еще одна вещь, которая принадлежала немецкому солдату. Это футляр от противогаза солдатский армии Вермахта периода второй мировой войны. Он представляет собой крепкий, довольно тяжёлый рифлёный цилиндрический футляр с подвешенной на шарнире крышкой. Ниже крышки, справа от шпингалета находились две маленькие скобы, к которым прикреплялась регулируемая чересплечная лямка, изготовлявшаяся из тесьмы. Под ними на нижнем конце футляра была третья скоба, с короткой петлёй из тесьмы, на которой крепился крюк для подвешивания к поясу. Хотя на фабриках футляры красились в цвет фельдграу, не было ничего необычного в том, что на передовой их раскрашивали в разные цвета, используя различные оттенки зелёного, коричневого и бронзового. Зимой футляры для противогазов иногда красили белой краской или покрывали белой известью.

Из стрелкового оружия в первые годы войны большим почтением и любовью у солдат пользовалась легендарная «трехлинейка», трехлинейная винтовка Мосина образца 1891 г. многие солдаты давали им имена и считали винтовку настоящим боевым товарищем никогда не подводящим в тяжелых условиях боя. Перед вами часть винтовки – штык винтовки Мосина «Блокадник».

Интересную информацию о жизни и быте солдат содержат такие источники информации, как воспоминания, фронтовые дневники и письма.

В нашем музее хранится дневник солдата Дронова Николая Васильевича, в котором он описывает события Великой Отечественной войны.

Еще одним важным источником информации являются письма солдат-фронтовиков, адресованные родным и близким. В этих письмах они делятся событиями и переживаниями, волнующими их в данный момент, рассказывают о своей жизни и достижениях на фронтах. В годы войны ежемесячно в действующую Красную армию доставлялось около 70 миллионов писем. Складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были дефицитом. Как же ждали тех военных писем! Письма из дома имели огромное значение для поддержания боевого духа солдат. Они являли собой единственную связующую нить с родными и близкими бойцам людьми. (Чтение отрывка из письма)

В заключение хочу показать вот эти экспонаты: гильза от снаряда, мина — крыльчатка. Сейчас это просто экспонаты, а раньше они несли смерть, разрушения. Мы не хотим войны! Нам нужен мир! Спасибо за внимание!

Приложение 3. Рисунок «Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии».

схема

Приложение 4. Текст обзорной экскурсии по этнокультурному залу.

Здравствуйте! Я экскурсовод музейно – образовательного комплекса Куликовской школы. Очень почетное место в нем занимает этнокультурный музей, который расположен на первом этаже здания начальной школы. Этнокультурный музей представлен двумя небольшими комнатами.

Первая комната, в которую мы входим сразу, знакомит гостей с хуторским творчеством и предметами быта. Прекрасные работы мастериц, выполненные в разной технике: гладью, крестиком, связанные крючком, спицами, — радуют глаз посетителей, удивляют  неповторимостью, многообразием тем и красок.

На верхнем плане стен можно увидеть картины местных художников: пейзажи, натюрморты, автопортрет художника Рогова. Многие картины были  подарены музею в годы его становления, в 1998 году, жительницей хутора Лобковой  Раисой Фёдоровной, которая  является выходцем рода Куликовых, основателей хутора  Куликовского.

Не может не привлечь к себе внимание экспозиция, расположенная около входа в другую комнату, под названием «Свидетели технического прогресса».

С нескрываемым интересом рассматривают посетители экспонаты: старый, еще довоенный патефон, радиоприемники, телевизор, фотоувеличитель, телефонный аппарат, уникальную керосиновую чудо-печку, сепаратор (аппарат для переработки молока).

Следующая комната — это целая казачья горница, где собраны предметы быта казачьей семьи. Они помогают нам ясно представить, как жили наши далекие предки. Все вещи подарены жителями хутора Куликовского.

В переднем углу горницы оформлен «святой угол» с иконами и лампадкой. Иконы украшены вышитым рушником. Под иконами небольшой треугольный столик (угольник), покрытый белыми выбитыми салфетками. На нем лежат церковные книги, стоит медный подсвечник.

Непременная принадлежность горницы – зеркало, большое, деревянное. А сколько интересных вещиц можно увидеть на этажерке близ зеркала: бусы, кошельки. Если в горнице стояла кровать, на ней не спали, лишь иногда предлагали это место гостю. На кровати горкой уложены подушки с прошвами (кружевными вставками). Из-под покрывала виден кружевной край простыни — подзор. Над кроватью ковер ручной работы, изготовлен в начале 20 века Поповой Анной Никандровной, 1914 года рождения.

Посередине горницы, у кровати, постель для ребенка в зыбке. Она готовилась очень тщательно. Подвешивали зыбку. Шили матрац. Приносили в дом солому с разных полей, выбирали самую золотистую, просушивали на русской печи. Не было соломы — несли сено с разных лугов, выбирали неколкое, в меру душистое. Одеяльца шили легкие, на тонкой ватной подкладке, стеганые, чаще лоскутные, чтобы ребенок мог с младенчества любоваться разноцветием. Рядом с кроватью детская  коечка, кованная из железа.

В правом углу от входной двери — шкаф со столовой и чайной посудой. В повседневной жизни использовали глиняную и металлическую посуду, кофейники и самовары. В любом доме была хотя бы одна редкая вещица, привезенная казаком издалека (блюда, сосуды, бочонки).

В горнице мы собрали большую коллекцию казачьей одежды и обуви. Повседневной и праздничной одеждой казачек является юбка и кофта. Праздничные юбки, длинные и широкие, с большим количеством сборок, украшенные оборками, шились из покупных тканей. Под юбку надевался подъюбочник – нижняя юбка с кружевным подолом. Поверх юбки надевается фартук — запон, отделанный вышивкой, лентами, кружевами.

Молодые казачки носили кофты или блузки, облегающие фигуру, с баской. Пожилые носили широкие кофточки, украшенные сборками, вышивкой. Женским головным убором считался колпак (колпичка или кичка) – мешочек из красивой ткани, украшенный вышивкой или бисером. Надевали его на косы, уложенные в тугой пучок на затылке. Носили это украшение замужние женщины.

На улице голову и плечи казачки покрывали шалью или платком с бахромой. Яркие шелковые и шерстяные шали с рисунком на белом фоне носили в праздники, хранили и передавали дочерям и внучкам. Такие платки и сейчас пользуются популярностью среди казачек. Хранили одежду в сундуках, комодах.

Одними из интересных экспонатов музея являются рушники. В слове «рушник» чувствуется тепло рук, сделавших его, тепло души и сердца бабушки или матери. В рушник заворачивали новорожденного, на рушнике жених и невеста стояли в храме, на рушнике лежал каравай, которым встречали молодую пару, на рушнике опускали в могилу умершего человека, икону, хранившуюся в красном углу, покрывали рушником. Рушник не складывают, как обычное полотенце, а сворачивают в трубочку как священный свиток  рода.

Широко представлена в музее различная хозяйственная утварь, орудия труда. Не могли мы забыть о «сударыне — печке», кормилице многочисленных семей. Соорудил макет печки житель хутора, работник школы Орлов Александр Анатольевич. Обратите внимание на экспонаты, которые располагаются на печи и около неё. Ухваты различной величины, для того чтобы ставить и вытаскивать посуду из печи.  Сплетенная из деревянных прутьев доска для стирки вещей попала в наш музей из хутора Баклановского.

Казачки содержали свой дом и вещи в чистоте и порядке, прекрасно вели хозяйство, занимались детьми. Не случайно в народе любят говорить: «Казачьему роду нет переводу!»

Символ нашего музея – это старинные часы, с остановившейся стрелкой. Создавая музей, мы тоже хотели остановить время и заглянуть в прошлое.

А теперь Вы можете внимательно рассмотреть понравившиеся Вам экспонаты, задать вопросы. Благодарю Вас за внимание.

Приложение 4. Текст тематической экскурсии для обучающихся 5 класса «Свидетели технического прогресса».

Здравствуйте, я экскурсовод Куликовского школьного этнокультурного музея …. Тема нашей экскурсии «Свидетели технического прогресса». (ПОКАЗ)

Я расскажу вам о том, как человек всегда тянулся к прекрасной, увиденной красоте, которой пытался придать форму.

В поэзии это была форма слова, в музыке красота имела звуковую основу, в живописи формы  передавались красками и цветом. Единственное, что не мог человек запечатлеть — это мгновение. С появлением в истории фотоаппарата и развитием его — это стало возможным. Создания первого фотоаппарата и фотографии берет начало в далеком прошлом, а именно с 1861 года.

Но история этого фотоаппарата «Зенит» (показ) в России началась в 1952 году, когда дальнейшие эксперименты и конструкторские разработки модели «Зоркий» привели к появлению нового зеркального малоформатного фотоаппарата. В 1965 году был выпущен первый фотоаппарат «Чайка» — советский, шкальный, полуформатный, назван в честь Валентины Терешковой (её позывной во время космического полёта — «Чайка»).

Фотографии делали в комнате с красным светом (показ) для того, чтобы не засветить фотопленку,  с помощью фотоувеличителя. (показ)

Всего лишь полтора века понадобилось человечеству, чтобы научиться запечатлевать навеки важные события, красивые пейзажи и дорогие лица. И сегодня фотоаппарат – это не просто техника, а возможность создавать настоящие художественные шедевры!

В 1895г. Попов Александр Степанович изобрел радио (показ). Изобретение радио сыграло большую роль в науке, технике и социальной жизни людей. Первоначально радиопередачи назывались радиогазетой, которые преодолевали огромные расстояния и доносили до жителей нашей страны самую важную и нужную информацию.  Со временем оно проникло во все сферы деятельности человека.

В 1861 году был изобретен первый в мире телефон, (показ) предназначенный для передачи речи, изобретатель Александр Белл. Телефон — уникальное изобретение, главная задача которого передача звука на расстоянии. История телефона уходит в далёкое прошлое. Сохранились сведения, что в 968 году один китайский изобретатель создал аппарат, который передавал звук через трубы.

В 1888 году немецким изобретателем Э. Берлинером был создан граммофон, патефон (показ) — настоящее «чудо века»! Вместе с граммофоном начинается эпоха массовой культуры и история граммофонной пластинки. Первая такая пластинка была изготовлена из целлулоида. Уже в 1897 году ей на смену приходит диск из шеллака, сажи и появляется «виниловая пластинка» (показ).   Они появились только после  Второй мировой войны. В это время производитель пластинок «Колумбия» создал новые «долгие» пластинки, которые делались из винилита. Именно благодаря этой технологии стало возможным записывать на пластинку целые альбомы. Сегодня же виниловые пластинки являются раритетом.

Первым прибором, служившим для магнитной записи звука, был телеграфон, (показ) созданный в 1898 году, в котором вместо пленки была использована стальная проволока. В 1963 году на рынке начали появляться кассетные аппараты, хотя еще длительное время в пользовании значительно преобладали катушечные магнитофоны. В 1972 году были разработаны системы цифрового кодирования сигналов, но первая аппаратура, использующая эту техническую новинку, появилась в продаже только в 1987 году в Японии. Магнитная пленка постепенно уступает позиции компакт-дискам CD — цифровым носителям, которые обеспечивают лучшее качество звука, скорость записи и воспроизведения.

Сейчас практически во всех семьях есть телевизор (и часто не один), и он уже перестал быть предметом роскоши. И видов телевизоров в современном мире существует большое количество. Отличаются они по своим характеристикам, параметрам, видам экрана и так далее.

Механический телевизор в СССР появился в 1932 году, а электронный (показ) только в 1949. Цветной телевизор стали выпускать с 1967 года.

В 1250 году было первое упоминание о механических часах (показ).

Знаменитая кукушка в часах появилась в Германии в начале 18-го века. Изобрел «кукушку» Мастер Кеттерер. Он собирался засунуть в часы «петуха», но его «голос» оказался слишком сложным для воспроизведения. Пришлось остановиться на примитивном куковании, популярном во всем мире вот уже 200 лет.

Столетья разрешаются от времени,

Плоды приносят год, и день, и час.

Пока у нас в руках частичка времени,

Пускай оно работает на нас!  Спасибо за внимание!

 Приложение 6. Пошаговые рекомендации для проведения экскурсий.

Рекомендации (шаги к успешному проведению музейных экскурсий), на основании которых, подростки сами могут оформить себе памятки.

1. Организация пространства. Рассмотрите все музейные предметы, о которых будете рассказывать в экскурсии, изучите их, запомните их расположение в экспозиции, потренируйтесь их показывать указкой, запомните последовательность показа и жесты.

2. Понятность мысли. Экскурсия должна быть краткой и понятной. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне важно уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить коротко и ясно. Следить за логикой речи, не допускать резких переходов от одной подтемы к другой. Речь должна быть литературной, с соблюдением общепринятых языковых норм. Недопустимо употребление в речи экскурсовода слов — паразитов (значит, короче, итак, как бы)

3. Контакт со слушателями. У любого выступления есть начало – своего рода завязка, развитие действия и заключительная часть. Трудно сказать, которая из них является главной, но, в любом случае, весь ход экскурсии определяется тем, насколько удастся заинтересовать публику. С первых секунд  экскурсовод должен привлечь к себе внимание и наладить контакт со слушателями. Необходимо поприветствовать аудиторию, вежливо представиться, сказать о целях экскурсии. Первые слова выступающего должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны.

4. Удержание внимания аудитории. Эмоциональность — обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Говорите не очень быстро, делая паузы в конце смысловых фраз, чтобы слушатели успевали осознать сказанное. Не забывайте показывать экспонаты, о которых вы рассказываете. Задавайте вопросы аудитории, включайте её в активную деятельность. Помните, что диалогичность и разговорность — признаки успешной публичной речи.

5. Обмен позитивной энергетикой. Публичное выступление – это всегда обмен экскурсовода энергией с экскурсантами. Постарайтесь найти взглядом тех, кто вас поддерживает, тех, кто вам улыбается, кивает, внимательно слушает. Именно с такими людьми можно поделиться позитивной энергетикой, вернуть себе энтузиазм и воодушевлении

Что делать, если взгляд порой выхватывает человека, у которого недовольное, злое выражение лица. Экскурсант не слушает вас, а разговаривает с соседом, набивает «SMS» сообщения. Такой слушатель автоматически отнимает у говорящего энергию. В таком случае напомните себе, что отсутствующее расстроенное лицо не имеет к вам никакого отношения. Одна из главных ошибок — увидев недовольное лицо, все свое внимание уделять именно такому слушателю. Этого нельзя допускать! Говорите для тех, кому важна и ценна ваша информация.

6. Решительный конец экскурсии. Стоит знать и о такой особенности: люди обычно больше запоминают из начала и конца информации, чем из середины. Конец экскурсии должен закруглить ее, то есть связать с началом. В конце вы можете подытожить сказанное, высказав главную мысль выступления. Конец — разрешение всей речи и он должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего.

Концом может быть  интересная цитата, иллюстрирующая основной тезис выступления, стихотворение, вызывающее чувство и эмоции.

Не забудьте вежливо поблагодарить слушателей за внимание.

7. Дополнительные вопросы. Главное, чего от вас ждут – это честность. Никогда не смущайтесь и не говорите: “Я не знаю, что сказать в ответ на этот вопрос”. В этом случае, нужно ответить, что сейчас вы не можете ответить, но обязательно найдете ответ. Возможно, найдутся слушатели, которые не согласны с чем-то в вашей экскурсии. Поэтому необходимо заранее, при подготовке экскурсии, подготовить аргументы, которые убедят аудиторию в правильности Вашей информации.

Приложение 7. Памятка юному экскурсоводу.

  1. Глубоко и хорошо изучите материал экскурсии, заинтересуйтесь темой.
  2. Учитывайте категории слушателей: их интересы, возраст.
  3. Умейте отбирать необходимую для каждой группы информацию.
  4. В экскурсии придерживайтесь определенной структуры:

—         в вступлении представьте себя, назовите тему экскурсии, её цели, можно рассказать о времени открытия экспозиции, об истории музея;

—         в основной части проведите экскурсию;

—         в заключении повторите основные положения экскурсии (темы), ответьте на вопросы, пригласите на другие экскурсии.

  1. Во время экскурсии:

—         следите за правильным соотношением рассказа и показа, они должны быть уравновешены,

—         используйте разнообразные приемы перехода от одной подтемы к другой, исключите слова-паразиты «а также», «вот», «так сказать» и др.,

—         установите психологический  контакт со слушателями,

—         строго следите за логикой рассказа,

—         поддерживайте интерес аудитории  необычными фактами, историями, «изюминками»,

—         активизируйте внимание экскурсантов вопросами, заданиями, играми и т.д.

—         учитесь говорить правильно и выразительно, не забывайте интонировать речь, не видите рассказ на одной ноте, это утомляет слушателей.

—         в экскурсии используйте поэтические строки или прозаические отрывки из произведений  литературы, живое слово писателя вносит особую мелодику в рассказ,

—         «оживляйте» сухие цифровые данные сравнениями и сопоставлениями.

  1. Внешний вид экскурсовода – визитная карточка успеха.
  2. Экскурсия, словно театр одного актера, где все должно работать на успех: голос, взгляд, жесты, паузы, интонации, заменяющие необязательные слова.

В памятке использованы материалы мастер-класса Галины Викторовны Великовской, научного сотрудника Государственного литературного музея.

Всероссийский семинар — совещание руководителей музеев образовательных организаций от 22 октября 2015 года.

Приложение 8. Памятка для подготовки публичного выступления (экскурсии).

Общие рекомендации. Продумай план экскурсии. Она должно включать введение, основную часть и заключение. Время выступления — 5-7 минут. Рассказывай текст экскурсии эмоционально, используй  интересные факты, обязательно показывай экспонаты. Изложение должно быть последовательным. Употребляй только понятные тебе слова и термины. Хорошо воспринимается именно рассказ, а не чтение текста.Подумай и составь возможные вопросы.

Техника подготовки. Отрепетируй своё выступление, следи за временем. Выпиши на отдельные карточки текст экскурсии и разложи карточки по порядку. Проведи тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.

Рекомендации экскурсоводу. Начни своё выступление с приветствия. Огласи название экскурсии, сформулируй основную идею и причину выбора темы. Не забывай об уважении к слушателям в течение своего выступления (говори внятно). Поблагодари слушателей за внимание. Старайся ответить на все вопросы. Признай и учти замечания руководителя, который готовил вместе с тобой экскурсию, постарайся их исправить при проведении следующей экскурсии.

 

Приложение 9. Фото музейно – образовательного комплекса  МКОО «Куликовская СОШ».

6 5 4 2 

 Музейно-образовательный центр – региональная инновационная площадка по музейной педагогике.

 

Литература

  1. Голованова И.И. Методика публичного выступления /И.И.Голованова.- Казань: Центр инновационных технологий, 2009. – 112 с.
  2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение/ Б.В.Емельянов.- Москва: Советский спорт, 2007. — 216с.
  3. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: учебник в 2-х частях /Т.А. Ладыженская — Москва: Ювента, 2013 -160 с.
  4. Музей образовательного учреждения //Методические рекомендации для учителей, руководителей музеев образовательных учреждений//Волгоградская станция детского и юношеского туризма и экскурсии – Волгоград, 2013 — 43с.
  5. Примерные программы основного общего образования. Русский язык.- Москва: Просвещение, 2009.-112 с.
  6. Перегудова О.В., Куликова С.В. Воспитание патриотического самосознания обучающихся средствами музейной педагогики// Грани познания: электронный научно-образовательный журнал ВГПУ. – 2015. — №3 (37). – Режим доступа к журналу: www.grani.vspu.ru.

Свидетельство Перегудова

Previous Post

Next Post