Формирование социальных компетентностей, личностных качеств учащихся к саморазвитию и познанию в учебной и внеурочной деятельности
30.10.2015 Елена Сергеева 0 Comments
Тип материала: методическая разработка
ФИО автора: Косенко Евгения Александровна
Место работы: МОУ СШ № 62 г.Волгоград Красноармейский район
Должность автора: учитель начальных классов
* Материалы публикуются в авторской редакции
Тема: Формирование социальных компетентностей, личностных качеств учащихся к саморазвитию и познанию в учебной и внеурочной деятельности.
Цель: Целенаправленное формирование у учащихся социальных компетентностей и личностных качеств посредством урочной и внеклассной деятельности.
Задачи:
-Создать условия для формирования универсальных учебных действий
— Формировать освоение школьниками способов реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации.
— Создать условия для благоприятной и развивающей среды, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений личности и для их реализации.
— Помочь учащемуся в полной мере проявлять свои способности, развивать инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.
-Помочь учащимся в познании других людей, в самопознании, в саморазвитии.
Педагогические средства, представленные в опыте:
-Работа над развитием социальных компетентностей
— Работа над развитием личностных качеств и способностей обучающихся
— Работа над формированием положительного отношения к учению, творчеству и познанию.
Развитие социальных компетентностей у обучающихся.
Современный этап общественного развития характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и социальной. Обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие социализироваться в быстроизменяющемся социуме, люди творческие, активные, владеющие универсальными способами действий.
Ответом системы образования на этот запрос времени стала идея компетентностного подхода в обучении, реализованная в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Отличительной особенностью новых Стандартов является усиление практической жизненной направленности образования. В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социальной компетентности как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности. Проводимая в стране модернизация образования ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности.
Успешной социализации учащихся в немалой степени способствует опыт самостоятельных социальных проб, освоение школьниками способов реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации, опыт партнерских, сотруднических отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности. Усвоенные в детстве стратегии поведения в обществе закладывают фундамент социального поведения человека и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Стихийное становление поведенческих стратегий далеко не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Школьнику необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий, поэтому развитие социальной компетентности школьников должно стать одним из важнейших направлений работы школы. На основе знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у ученика формируются ключевые компетенции, относящиеся к общему содержанию образования, приводящие к образованности и компетентности ученика в определенной сфере.
Компетентность — результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Компетентность предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга полномочий.
Социальная компетенция определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем. При таком понимании компетентности ясно, что она может формироваться только при условии глубокой личностной заинтересованности учащихся в данном виде деятельности. Поэтому, если учитель хочет в качестве образовательного результата иметь компетентность учеников, он должен не принуждать, а мотивировать их к выполнению той или иной деятельности.
Одним из основных средств мотивации является урочная и внеклассная деятельность. Для формирования и развития социальной компетентности возникает необходимость создания развивающей среды, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений личности, а, наоборот, создавала условия для их реализации. Для создания такой развивающей среды большую роль может и должна сыграть урочная и внеклассная деятельность. На уроках русского языка и литературы ребята погружаются в творческий процесс: создают авторские сказки, иллюстрируют их, составляют кроссворды со словарными словами. На уроках окружающего мира составляют список редких и исчезающих растений и животных, а также растений и животных, которые обитают в волгоградской области, инсценируют сказки, умеют соотносить знания, умения, навыки с практикой.[ Cм. Приложение 1.]
Внеклассная работа побуждает школьников участвовать в принятии решений, повышает их инициативу, которая при этом является не принудительной, а внутренне мотивированной.
Именно внеклассной деятельности принадлежит ведущая роль в формировании и развитии социальной компетентности. В силу того, что она служит повышению активности ученика как субъекта обучения; даёт возможность творческого сотрудничества между педагогами и учащимися; создаёт обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание; ориентирует деятельность учащихся на успех; предполагает вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности; отражает общечеловеческие ценности. [См. Приложение 2]
В педагогической литературе встречаются различные подходы к определению социальной компетентности. Однако преобладает подход представления социальной компетентности через сформированные способности, новообразования человека.
Исследователями установлено, что социальная компетентность, во-первых, отражает взаимодействие человека и социального окружения;
во-вторых, подразумевает обладание человеком способами межличностного взаимодействия, эти способы могут быть приобретены им посредством личного социального опыта, подражания традициям, установкам общества или посредством получения знаний;
в-третьих, является интегративной характеристикой, включающей в себя несколько компонентов;
в-четвёртых, подразумевает учет соотношения собственных целей и потребностей с целями другой личности, группы людей и социума в целом.
На основе выделенных особенностей сформулируем определение социальной компетентности как интегративной характеристики, отражающей способность личности вступать в эффективные межличностные и социальные отношения, анализировать, оценивать риски, принимать решения в ситуации неопределенности с учетом интересов, целей и потребностей собственных, Другого и не противоречащим нормам, ценностям общества.
Структура и содержание социальной компетентности.
Компонент, связанный с целеполаганием: способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений, ставить цели и планировать результат, анализировать, корректировать. Тенденция контролировать свою деятельность; поиск и использование обратной связи, склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей; умение принимать решения в различных жизненных обстоятельствах .
Компонент, связанный с ориентацией на Другого: умение понимать и учитывать чувства и потребности других людей, управлять своими эмоциями в общении. интеллектуальная направленность на понимание другого человека; эмоциональная отзывчивость, способность сопереживать; интуитивное прогнозирование поведения людей; умение вызывать определённые эмоции у партнёра по общению.
Компонент, связанный с социальной мобильностью, активностью человека. готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство; исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих); готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск; готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели; установка на взаимный выигрыш и широта перспектив; персональная ответственность.
В школе развивается и кристаллизуется мотивация социально значимой деятельности. Причем она располагается на одном из двух полюсов: стремление к успеху (достижение) и боязнь неудачи (избегание). Если часто ученик в процессе деятельности сталкивается с неудачами, то в его мотивационной сфере начинает преобладать мотив избегания.
В процессе интенсивного развития и качественного преобразования познавательной сферы ребенок овладевает своими психическими процессами, учится управлять ими. Они приобретают опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Это создает фундамент к возникновению и развитию способности к произвольной регуляции поведения и саморегуляции.
Самооценка относится к центральным образованиям личности и в значительной степени определяет характер социальной адаптации личности, является регулятором поведения деятельности. Следовательно, удовлетворенность собой и достаточно высокая самооценка являются важными составляющими социальной компетентности.
На протяжении учёбы в школе у ребят складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Дети усваивают социальные нормы, вводят в межличностные отношения категории «плохо-хорошо», утрачивают безусловную ориентацию на взрослого и сближаются с группой сверстников.
В этом плане для социальной адаптации востребованными оказываются навыки конструктивного взаимодействия. Диалогичность сознания позволяет вести конструктивный диалог со сверстниками и взрослыми.
Учась отличать свое мнение от мнения других людей, школьник познаёт возможность своего воздействия на собственное «Я» с целью его изменения. Начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия, а значит, он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуациях.
Определение ведущих качеств личности, составляющих социальную компетентность. Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий.
В составе основных видов универсальных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Каждый блок отвечают за формирование социальных компетентностей в той или иной степени.
Ведущие качества личности, составляющие социальную компетентность.
Базовые виды универсальных учебных действий.
Коммуникативные: коммуникация как взаимодействие (интеракция).
коммуникация как кооперация, коммуникация, как интериоризация —потребность в общении со взрослыми и сверстниками; —владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; —эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; —ориентация на партнера по общению; — умение слушать собеседника.
Личностные:1.нравственно-этическая ориентация
2.самоопределение —выделение морального содержания ситуации, нарушения моральной нормы/следование моральной норме; —оценка действий с точки зрения нарушения/ соблюдения моральной нормы; —самооценка — когнитивный компонент (дифференцированность, рефлексивность); —регулятивный компонент; —умение ориентироваться на моральную норму; —учет ребенком объективных последствий нарушения нормы; —принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм; — уровень развития моральных суждений; —когнитивный компонент: —широта диапазона оценок; представленность в Я–концепции социальной роли ученика; осознание своих возможностей; осознание необходимости самосовершенствования; —регулятивный компонент: способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха.
Регулятивные:умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей; — способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной и др. деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодоление импульсивности непроизвольности; —умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; —умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; —целеустремленность и настойчивость в достижении целей.
Познавательные действия постановки и решения проблем ; умение формулировать проблему; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение решать проблемы и задачи; Таким образом, социальная компетентность — это интегрированный комплекс социальных компетенций, базирующийся на системе личностных психологических особенностей, нравственных ценностей и установок личности, в совокупности позволяющий индивиду успешно взаимодействовать с обществом и продуктивно выполнять различные социальные роли. На основе результатов анализа психолого-педагогической литературы можно сформулировать ведущие идеи обучения детей в рамках урочной и внеклассной деятельности. Идея всестороннего развития личности ребенка на основе возрастающей активности самой личности. При этом речь должна идти о системности не одних только знаний, но и мотивационно-ценностной, нравственно-практической и интеллектуально-познавательной сфер личности, исключительно только в своем единстве придающих ей позитивный, творческий, созидательный характер. Эмоции, отношения, идеалы не менее важны, чем знания и мастерство.
Идея предоставления ребенку максимальной свободы выбора форм и средств самореализации при ведущей роли отношений творческого сотрудничества между детьми и взрослыми, взаимном уважении достоинств обеих сторон. Проблема свободы — это прежде всего свобода личностной самореализации в различных видах деятельности. При этом важным предметом педагогического внимания должно стать отношение ребенка к самому себе. Уважением к ребенку мы научим его уважать самого себя, тогда он будет уважать и других. Идея усиления мотивации к творчеству и познанию за счет разнообразной разносторонне развивающей, творческой деятельности, организуемой совместно с ребятами.
Формирование положительного отношения к учению, познанию, творчеству — главное условие дальнейшего непрерывного самообразования человека. Но творца можно создать лишь посредством упражнения в творчестве.
Сформулируем теперь принципы организации обучения в рамках урочной и внеклассной деятельности. Принцип ориентации на потребности и интересы учащихся. Принцип опоры педагога на личностные достижения учащихся. Это является условием гуманизации образовательного процесса. Принцип возможности осуществления самореализации.
Самореализация — это особый вид высших потребностей. Существует объективная зависимость успешности образовательного процесса от того, насколько в ходе этого процесса выявляются и актуализируются естественные мотивы самореализации личности.
Принцип взаимосвязи классной и внеклассной работы.
Успешности взаимодействия классного и внеклассного образования способствуют следующие условия: количественное соотношение основного и внеклассного образования должно быть таким, чтобы одно не являлось помехой для другого. Использование на уроках опыта школьников, приобретенного ими во внеурочное время. Использование знаний, приобретенных детьми на уроках в их внеклассной деятельности; содержание внеклассной работы должно быть современно, структурировано, значимо для учащихся. Принцип равноправного взаимодействия субъектов внеклассного образования. Суть этого принципа в том, что лишь совместными усилиями учителей, родителей, товарищей можно создать для ребенка условия успеха, помочь обрести уверенность в себе. Принцип учета реальных возможностей субъектов и средств внеклассной работы. При включении ребенка в дополнительную образовательную деятельность, организованную на внеклассных занятиях, появляются следующие закономерности:
1. Возрастает активность личности. Повышению социальной активности индивида способствует усвоение таких компонентов культуры как опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. Внеклассная работа способствует становлению адекватной самооценки ребенка; констатируя наличие реальных, оцененных окружением достижений, помогает ребятам поверить в свои познавательные возможности, тем самым способствует повышению познавательной активности.
2. У школьников формируется творческий стиль жизнедеятельности. Этому способствует признание безусловной ценности индивида; создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание; понимание и сопереживание; полная свобода символического выражения.
3. Учеником осознается и реализуется потребность в самообразовании и самовоспитании, в самоорганизации. Ориентация внеклассной работы на достижения учащихся, на создание «поля» для самоутверждения в личностно значимом окружении и в избранной предметной области способствует тому, чтобы удовлетворение частными достижениями перерастало в потребность постоянного самосовершенствования, саморазвития, самообразования. 4. Более эффективно проходит процесс становления адекватной самооценки себя и своих успехов в учебе. Правильное, адекватное отношение к себе, к своим возможностям имеет решающее влияние для нормального психического состояния человека. Данные многих исследований говорят о том, что отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой во многом обусловлены неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение. Внеклассное образование предоставляет ребенку право выбирать деятельность, в которой он чувствует себя компетентным. В ней учащийся избавлен от страха получить плохую оценку, потерпеть поражение, что естественно формирует положительную самооценку.
5. Эффективнее осуществляется социализация личности. Обучение в рамках внеклассного образования, организованное по принципу сотрудничества, предоставляет учащимся новый широкий круг общения и возможность самоутверждения в ближайшем социальном окружении; помогает им выработать некоторые самые необходимые социальные навыки — сотрудничества, терпимости, преодоления трудных ситуаций; содействует освоению подрастающим поколением искусства жизненной самоорганизации. В своём педагогическом опыте при формировании ведущих качеств личности, составляющих социальную компетентность учащихся, я опираюсь на базовые виды универсальных учебных действий.
Список литературы:
1.Богачева Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся [Текст] / Г. Г. Богачева // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 92-106.
2.Аверченко, Л. К. Человековедение: психолого-педагогическая технология курса / Л. К. Аверченко, Л. Н. Антилогова. – Омск, 1993. – 42 с. 2.
3. Бардиер, Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития детей / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. – СПб. : Стройлеспечать, 1993. – 196
4. Гельфан, Е. М. От игры к самовоспитанию / Е. М. Гельфан. – М. : Просвещение, 1964. – 84 с. 13. Годфруа, Ж. Что такое психология : [пер. с фр.] : в 2 т. Т. 1 / Ж. Годфруа. – 2-е изд. – М. : Мир, 1996. – 496 с.
5. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность : популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития, 1996.
6. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : популярное пособие для родителей и педагогов / Н. Л. Кряжева. – Ярославль : Академия развития 1996. – 208 с. 27. Латохина, Л. И. Хатха-йога для детей : кн. для учащихся и родителей / Л. И. Латохина. – М. : Просвещение, 1993. – 160 с.
7. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений : [пер. с англ.] / Г. Л. Лэндрет. – М. : Международная педагогическая академия, 1994. – 368 с.
8.Сорокоумова, Е. А. Уроки общения в начальной школе : метод. пособие / Е. А. Сорокоумова. – СПб. : АО «Мэрил». – 16 с. 46. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей : популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 192 с.
9. Тихомирова, Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника : популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 240 с.
Приложение 1.
Тема урока «Какие опасности подстерегают детей на дороге»
Цели урока: создать условия для формирования у обучающихся навыков безопасного поведения на улицах и дорогах: уметь предвидеть скрытую опасность.
Задачи урока:
Познакомить с основными сигналами регулировщика.
- Развивать такие качества личности как внимательность, осторожность.
- Развить познавательный интерес, творческие способности, сотрудничать друг с другом, выполнять самоконтроль и самооценку, воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Планируемые результаты образования:
Предметные:
- Понимать необходимость соблюдения правил дорожного движения.
- Уметь оценивать непредвиденную ситуацию на улицах и дорогах, быть внимательными и осторожными.
- Знать основные сигналы регулировщика.
Метапредметные:
Универсальные учебные действия
Р е г у л я т и в н ы е – принимать и сохранять учебную задачу; уметь оценивать и контролировать собственную деятельность в жизненных ситуациях.
П о з н а в а т е л ь н ы е – оценивать совместно с учителем результат своих действий; знакомиться с сигналами регулировщика; соблюдать правила безопасного поведения в сложных ситуациях на дорогах.
К о м м у н и к а т и в н ы е – адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; определять общую цель и пути её достижения; взаимодействовать(сотрудничать) с соседом по парте, в группе; строить высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать выводы.
Личностные УУД: понимать важность соблюдения правил безопасного поведения на улицах и дорогах; быть грамотным пешеходом: внимательным, дисциплинированным и осторожным.
№ |
Содержание этапа |
1 |
1 Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на урок пришёл гость — сотрудник ГАИ (ученик 5-го класса, одетый в форму сотрудника ГАИ, в руке держит жезл). Он сможет оказать помощь, если возникнут затруднительные ситуации с заданиями на уроке и при оценивании ваших ответов. -Ребята у каждого из вас на парте два смайлика , которые показывают ваше настроение . Выберите один. Покажите. |
2 |
2.Изучение учебного материала.Постановка темы и целей урока.
А сейчас ребята из 4 «В» будут инсценировать басню по ПДД. Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл, Да косолапый Мишка По городу пошли бродить. Идут гурьбой, не ведая дороги. А как? Несли бы только ноги . В чём интерес впустую так ходить? Всё надо посмотреть, всё надо обсудить. «Стой, братцы, стой!- кричит Мартышка.- Погодите! Так долго нам идти! Вы путь свой сократите, Коль в этом месте мы дорогу перейдём. Я прямо вам скажу, ближайший переход Мы скоро не найдём. А время ведь идёт. На том решили , перелезли огражденье И вклинились в дорожное движенье. Вокруг скрипели тормоза, Но звери в раз зажмурили глаза И прямиком через дорогу. Как их не сбил никто, известно только Богу. «Постойте ж, я сыскал секрет!- Кричит Осёл,- мы, верно, сэкономим, Коли пойдём на красный свет». Послушались Осла: всем по душе совет. В раз двинулись вперёд, Пренебрегая правилом знакомым. Между машин на волосок от смерти, Едва ли прорвались, уж мне поверьте. И вчетвером в автобус дружно сели, И зашумели тут же, загалдели. Сказал медведь: «Уж я совсем не ловок, Бежал, друзья, почти без остановок. Скажу я вам, ей -Богу, Перебежать могу любую я дорогу». И понеслось, делиться впечатленьем, Гордясь своим опасным приключеньем. Рассказывал Козёл: «Я проскользнул меж двух машин, А расстояньице всего в один аршин». Но промолчал, что Лев, водитель грозный, Пообещал им всем вполне серьёзно, Что, если будут так скакать, Рога козлу слегка поотшибать. К ним обернулась Мудрая Сова: «Друзья , а вы не веселитесь, Ведь в пешеходы вовсе не годитесь. Чтобы не быть Ослом в глазах людей, Все вы без исключенья Должны знать правила дорожного движенья». Ну что ж, друзья, пусть вы себя в героях не узнали. (Считать себя Ослом готовы мы едва ли.) Но почему тогда резвитесь, как Мартышки, Ввергая жизнь свою причудам колеса, детишки? -Как вы понимаете мораль этой басни? Объясните. -Зачем нужны знаки дорожного движения? О чём они предупреждают? -Какова тема нашего урока? -Сегодня на уроке мы вспомним знаки дорожного движения; разберём дорожные ситуации и выясним, почему же случаются дорожные происшествия, в которых страдают дети; познакомимся с сигналами регулировщика. |
3 |
3.Изучение нового материала
-Работа с учебником. Учащиеся читают текст учебника «Улица полна неожиданностей» стр.72-73 Делают вывод: Дорога не прощает ошибок, поэтому надо внимательно смотреть по сторонам и уметь оценивать ситуацию. Главное правило на дороге – осторожность.
-Работа в группах Учащиеся делятся на 4 группы. Каждой группе выдаётся рисунок с дорожной ситуацией. Задание: Рассмотрите рисунки. Ответьте на вопрос: Что может здесь случиться? Придумайте подписи к рисункам. Составьте правила поведения в таких ситуациях. Сделайте вывод и оцените свою работу ( с помощью кругов трёх цветов: зелёный — принимал активное участие в групповой работе: придумал подписи к рисункам, составил правила поведения, сделал вывод; жёлтый – во многом помогал товарищам по группе; красный – задание вызвало затруднение. Вывод: Важно не только знать правила дорожного движения, но и соблюдать их. Физкультминутка. -Подберите синоним к слову: постовой. -Правильно, регулировщик. Сегодня мы познакомимся с основными сигналами регулировщика. -Учащиеся читают текст учебника и практически выполняют сигналы регулировщика. (ученик 5-го класса показывает сигналы, а ребята повторяют за ним). Вывод: Команды регулировщика важнее, чем сигналы светофора и знаки дорожного движения. Когда за движением на дороге следит регулировщик, то нужно выполнять только его команды. |
4
|
4.Закрепление учебного материала
-Работа в группах: — Каждому учащемуся было дано задание изучить знаки дорожного движения, которые встречаются по дороге от дома до школы, составить безопасный путь. — Задание для каждой группы: Анализируя безопасные пути вашей группы ответьте на вопрос: Какие опасности подстерегают детей во дворе твоего дома, на игровой площадке, на улице? (взаимоконтроль между группами и оценивание с помощью сигнальных карточек зелёного, жёлтого и красного цветов). — А сейчас вспомним к какой группе относится дорожный знак и его название. У каждой группы детей на столе название группы дорожных знаков: 1 группа – Предупреждающие знаки, 2 группа — Запрещающие знаки, 3 группа – Предписывающие знаки, 4 группа – Информационно-указательные знаки. Кроссворд «Правила дорожного движения». По горизонтали: 2Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге. 3.Техническое средство, регулирующее дорожное движение. 5.У него два колеса И седло на раме, Две педали есть внизу, Крутят их ногами. 6.Полоса земли для движения транспортных средств. 8.Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. По вертикали: 1.Важнейшее условие пребывания человека на дороге. 4.Поверчу волшебный круг, И меня услышит друг. 7.Предупреждающий знак на участке дороги вблизи детского учреждения (школы, детского сада).
-Какое главное слово в кроссворде? -Правильно: Безопасность. 5.Рефлексия |
Приложение 2.
ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ, УМЕНИЕ СЛУШАТЬ СОБЕСЕДНИКА
Образовательная цель: развивать умения быть внимательным к окружающим людям, слушать и слышать окружающих.
Ход урока
Введение в урок.
– Сегодня я расскажу сказку, а вы мне в этом поможете.
С хозяином дружит, дом сторожит, Живёт под крылечком, а хвостик колечком. (Собака.)
– Опишите щенка. – Он очень хотел завести себе друзей и поэтому отправился в путешествие.
Первый закон общения. Мышление.
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами .
За жуками и мышами. (Ёж.)
– Ёжик выбирал самое большое яблоко: зелёное больше красного, красное больше жёлтого, красное больше зелёного, но меньше жёлтого. Щенок подбежал к ёжику и громко залаял, а ёжик свернулся в клубок и покатился прочь. Почему? (Первый закон общения.)
Эмоциональное состояние. Учитель продолжает рассказывать сказку. – Расстроенный, щенок побежал дальше и вдруг слышит… шаги. Маленький, беленький, По лесочку прыг, прыг, Да по кочкам тык, тык.
– В каком состоянии находится зайка, как вы догадались? Увидев щенка, зайка испугался и спрятался в доме оленя.
Игра «У оленя дом большой» (см. текст песни ).
Второй закон общения.
– Бежит щенок дальше и снова слышит… кто-то плачет. Так и хочется по веткам Прыгать этим бойким деткам. Взгляд унылый, вид понурый, Не поможет им микстура, Ни касторка и ни грелка, А нужна им мама белка. Радостно щенок закричал: «Здравствуйте, ребята-бельчата!!!» Но они ничего не ответили.
– Почему? Опишите состояние белок. (Второй закон общения.)
– Бельчата разбили любимую мамину вазу. Скажите с разной интонацией фразу: «Мама, я разбил твою любимую вазу!» (грустно, весело, испуганно, расстроенно).
Релаксация. – Побежал щенок дальше, и почувствовал он, что устал. Отдых под музыку.
Третий закон общения.
– Открыл щенок глаза и слышит, что кто-то плачет в кустах.
– Кто это? Маленький мотылёк запутался в паутине и горько плакал. Щенок осторожно раздвинул ветки, разорвал паутину, и мотылёк освободился. И с тех пор они стали неразлучными друзьями.
– Что умел делать щенок? (Третий закон общения.)
Вывод. Умей внимательно слушать, и ты узнаешь много нового.
– А что вы слышите вокруг себя?
– С каким новым законом общения вы познакомились?
Домашнее задание: нарисовать картину «Мой хороший поступок».