Пять этапов выполнения проектов: освоение ИКТ в учебной деятельности учащихся школ
07.10.2018 Юлия Сергеевна Пономарева 0 Comments
Тип материала: методическое эссе.
Автор:Марахтанова Александра Михайловна студентка группы МИФ-МИБ-51 Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Все материалы публикуются в авторской редакции.
Каким образом происходит освоение ИКТ учащимися в учебной деятельности и на различных этапах выполнения проектов? Для того чтобы разобраться в данном вопросе, сначала выясним определения основных понятий темы. Начнем с понятия проектной деятельности учащихся. По мнению Полат Е.С. [2], проектная деятельность — это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде подробного описания проекта. Проектная деятельность учащихся направлена в первую очередь на развитие основных исследовательских умений: самостоятельный поиск информации, ее сбор и систематизирование, а так же постановка, проведение эксперимента и анализ полученных результатов.
Е.И.Колусева и Г.М.Вялкова [1] выделяют в проектной деятельности 5 этапов:
- Планирование работы.
- Аналитический этап.
- Этап обобщения.
- Презентация полученных результатов.
- Рефлексия.
По ФГОС [3], ИКТ — компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
Итак, рассмотрим, как именно можно формировать ИКТ-компетентность учащихся на каждом этапе проектной деятельности.
На первом этапе – планирование работы – учащиеся определяются с темой проекта, разрабатывают план работы с подробным описанием действий. Для того чтобы выбрать тему проекта, учащимся нужно уметь правильно искать необходимую информацию, выделять главное. Для составления плана работы удобно использовать информационные технологии. Это дает ряд преимуществ перед бумажными носителями: удобное редактирование плана в случае внесения поправок, визуальное оформление в случае необходимости или для уточнения той или иной информации, свободное распространение плана между участниками проекта без создания дополнительных копий и другие.
На аналитическом этапе учащиеся могут использовать информационно-коммуникационные технологии для поиска и хранения необходимой информации, передачи ее между собой, создания и обработки необходимых изображений или видеофрагментов, удобное оформление полученных выводов.
На этапе обобщения учащиеся систематизируют собранную информацию и представляют ее в удобном для презентации виде. На данном этапе использование информационно-коммуникационных технологий особенно важно и уместно, ведь проектным продуктом могут быть: Web-сайт, диаграммы, видеофильмы, некоторое ПО, электронная игра, компьютерная модель, аудиофайл, презентация, электронное учебное пособие, коллаж и другое. Если результатом практической деятельности проекта будет один из перечисленных выше видом, без информационно-коммуникационных технологий обойтись будет нельзя.
Презентация полученных результатов подразумевает в себе не только представление проектного продукта, но и мультимедийное сопровождение выступления с подробным описанием проделанной работы. И, конечно же, удобнее всего создавать такое сопровождение с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Этап рефлексии чаще всего проходит в устной форме без использования информационно-коммуникационных технологий, однако по результатам каждого проекта можно создать учебное пособие для будущих исследователей, в котором описать плюсы и минусы конкретного проекта, что получилось хорошо, а чего лучше не повторять.
Как выяснилось, на каждом этапе проектной деятельности использование информационно-коммуникационных технологий оправдано и удобно. А так как проектная деятельность направлена на развитие самостоятельности учащихся, то в процессе ее выполнения учащиеся будут самостоятельно осваивать новые компьютерные и информационно-коммуникационные технологии, научатся использовать их для поиска, хранения, обработки, систематизации и передачи информации, а значит, в полной мере разовьют свою ИКТ-компетентность.
Список литературы:
- Литература: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области/авт-сост. Е.И.Колусева, Г.М.Вялкова.- Волгоград: Учитель. 2006
- Полат Е. С. Метод проектов. М., 2001.
- ФГОС по информатике, 2010.