ИКТ-технологии как средство повышения эффективности обучения на уроках русского языка и литературы
07.10.2018 Юлия Сергеевна Пономарева 0 Comments
Тип материала: методическое эссе.
Автор: Мачеева Анна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы
МОУ Гимназии № 16 г. Волгограда.
Все материалы публикуются в авторской редакции.
В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи, стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей».
На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Внедряются инновационные педагогические технологии, например, информационно-коммуникационные, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Поэтому им уделяются большое внимание. И это оправдано: век нынешний – это век информационный. И теперь задача обучения заключается не только в подаче знаний, но и в умении искать их, осваивать самостоятельно.
ИКТ – технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют деятельностный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических навыков школьников, обеспечивают надёжность и объективность оценки знаний учащихся, повышают эффективность обучения, качество образования (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации, разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке), включают школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствуют самореализации и саморазвитию личности ученика.
Что же можно использовать на уроках литературы и русского языка?
На уроках литературы востребован прием яркого образного начала, что развивает эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость учащихся. Живопись и музыка создают комфортную атмосферу, дают возможность настроиться на изучение творчества автора, вводят произведение в культурно-исторический контекст.
Но часто не хватает необходимого наглядного материала, поэтому в своей практике я активно использую компьютерные презентации и видеоролики.
Презентация на уроках литературы и русского языка позволяет структурировать наглядный материал, привлекать смежные литературе и русскому языку виды искусства. На большом экране можно показать иллюстрацию, схему, таблицу не только в полном формате, но и фрагментарно, выделяя главное, увеличивая отдельные части, вводя анимацию, цвет. Например, уроки по биографиям писателей, игры, обобщающие пройденный материал. Эту работу выполняет не только учитель, но и учащиеся. Например, заочная экскурсия. Далеко не всегда имеется возможность организовать поездку для учащихся в родные места того или иного писателя. Воссоздаваемая в классе обстановка той эпохи, во времена которой творил изучаемый автор, поможет учащимся лучше понять произведение писателя и его позицию. Или создание видеоролика о писателе, интересных моментах жизни и творчества. Например, учащимся 6 класса при изучении биографии А.С. Пушкина необходимо было подобрать материал о Царскосельском лицее, распорядке дня, занятиях лицеистов, а десятиклассники помогли им монтировать ролик. Такая совместная работа была интересна всем ребятам.
Проектная деятельность с использованием ИКТ также способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Проект ориентирован на результат-продукт, удовлетворяющий конкретную потребность, продуктивно повторять и обобщать пройденный материал. Так, заканчивая изучение темы «Словообразование» (6 класс), предлагаю учащимся выполнить мини-проект – создать небольшой мультипликационный ролик, рассказывающий о способах образования слов.
На уроках литературы результатом проектной деятельности может быть плейкаст, в котором учащиеся попробуют себя в роли художников, музыкантов, поэтов, декламаторов стихотворений (7 – 11 классы). Такой вид работы я использую при изучении лирики. Еще одним видом проекта с использованием ИКТ является буктрейлер. Это видеоанонс произведения, направленный на то, чтобы заинтересовать читателя, подтолкнуть его к чтению рекламируемой книги. В начале учебного ребята рассказывают о книгах, которые прочитали летом. Так одиннадцатиклассниками были показаны буктрейлеры по произведению Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту», по романам Дмитрия Глуховского «Метро 2033» и Татьяны Толстой «Кысь».
Таким образом, можно утверждать, что применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала.