Проблемное обучение как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
27.10.2015 Елена Сергеева 0 Comments
Тип материала: Методическая разработка
ФИО автора: Гаас Ирина Васильевна
Место работы: МОУ СШ №62 г. Волгоград
Должность автора: Учитель начальных классов
*Материалы публикуются в авторской редакции
Проблемное обучение как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики.
В настоящее время ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности — устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к устремлению веры в себя.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
— зачастую учитель недостаточно внимания уделяет развитию творческих способностей школьников на уроках математики;
— использованию проблемных ситуаций на уроках математики как средство развития творческих способностей детей;
— в методике работы над проблемным обучением необходимо разработать систему карточек для повышения уровня творческих способностей.
Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования: Проблемное обучение как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики.
Цель работы: формирование УУД младших школьников на уроках математики средствами проблемного обучения.
Задачи работы:
1.раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческих способностей детей;
2.использовать методику проблемного обучения в начальной школе;
3.обеспечить ситуацию успеха для каждого ребенка;
4.развивать наблюдательность, математическую зоркость, трудолюбие, умения находить причинно-следственные связи, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, развивать творческие способности учащихся;
5.определить формы и приемы работы над созданием проблемных ситуаций на уроке.
Педагогические средства, представленные в работе:
-приемы создания проблемных ситуаций;
-виды проблемных ситуаций;
-задания с различным уровнем проблемности.
Практическая значимость работы состоит в разработке системы карточек с разной степенью проблемности одного и того же задания для учащихся с разными уровнями творческих способностей. Данный материал может быть полезен учителям начальных классов.
Опыт представлен следующими материалами: настоящим описанием и следующими приложениями:
Приложение 1 Фрагменты уроков по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».
Приложение 2 Фрагмент урока по теме «Порядок выполнения действий в выражениях со скобками».
Приложение 3 Задания на разных уровнях проблемности.
Приложение 4 Система задач, развивающих творческие способности.
Теоретические основы проблемного обучения
В зарубежной психологии творческие способности чаще связывают с термином «креативность». Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:
— легкость — быстрота выполнения текстовых заданий;
— гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;
— оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;
— точность выполнения заданий.
Математика начинается вовсе не со счета, а с … загадки, проблемы. Чтобы у младшего школьника развивались творческие способности, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Но почему же именно на проблемное обучение возложена роль в достижении цели: развитие творческих способностей? Какие существуют возможности использования проблемных ситуаций на уроках математики?
Следуя целям и задачам моей работы, я рассмотрю воззрения разных авторов на творческие способности, на показатели, которые характеризуют эти способности.
Для определения креативности (творческих способностей) зарубежный психолог Дж. Гилфорд выделил гипотические интеллектуальные способности, характеризующие креативность:
-гибкость мысли — способность переключаться с одной идеи на другую;
-оригинальность — способность производить идеи;
-любознательность — чувствительность к проблемам в окружающем мире;
-способность к разработке гипотезы;
В отечественной психологии так же хорошо разрабатываются проблемы творческих способностей человека. В любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.
Таким образом, главная особенность творческих способностей связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.
Д. Б. Богоявленской была выделена (1983г.) единица измерения творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
Для того, чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего заботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной основы для воображения. Развитие способностей неотделимо от его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческих способностей учащихся — обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Для формирования целенаправленного развития креативности, выделяют следующие условия формирования творческих способностей учащихся:
-паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, т.е. задания должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;
-доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;
-высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;
-сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования и др.
При рассмотрении сущности и особенностей проблемного обучения видим, что организация такой технологии действительно способствует развитию умственных сил учащихся, самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, развитию творческих способностей ( самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения ). Оно вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.
Настоящее и будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения.
Возможности проблемного обучения в начальной школе.
Прогрессивно мыслящие педагоги всегда искали методические пути превращения учебной деятельности в радостный процесс познания мира. Одним из первых сторонников активного учения школьников был Ян Амос Каменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на «необходимость воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению».
В поисках новых активных методов обучения большого успеха добился русский методист естествознания Александр Яковлевич Герд (1841-1888).
Он сформулировал важные положения развивающего обучения «Все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдения, сравнения и опытов, при помощи постепенно расширяющихся выводов и обобщений. Только таким путем, а никак не чтением статей, могут быть переданы эти знания детям».
Но как, какими методическими путями добиться такой самостоятельной познавательной деятельности при изучении всех предметов? На этот вопрос не было единого ответа. Самому подходу давались различные названия: лабораторно-эвристический (Ф.А. Винтергальтер), опытно — испытательный (А.Я. Герд), метод лабораторных уроков (К.П. Ягодовский), эвристический метод (Армстронг), естественнонаучный метод (А.П. Пинкевич) и другие.
Учитывая естественную сущность близости указанных терминов, Б.Е. Райков еще в 1913 году заменил их термином «исследовательский метод», суть которого видел в том, что: а) он способствует формированию навыков умственной деятельности и развитию логического мышления; б) соответствуют законам интеллектуального и психического развития ребенка, природным свойством которого является любознательность. Говоря о самостоятельном исследовании учащихся, Б.Е. Райков указывает на то, что их самостоятельные выводы будут «открытиями» только для самих учеников, а не для науки. Учитель заведомо знает, что «откроет» ученик, каким путем он это сделает.
Итак, проблемное обучение – это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого обучения.
Все виды проблемного обучения характеризуются наличием продуктивной, творческой деятельности ученика, наличием поиска и решения проблемы. Первый вид чаще всего бывает на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблемы; второй вид – на лабораторных, практических занятиях, предметом кружке, факультативе, на производстве; третий вид – на уроке или внеурочных занятиях.
Но не всякий материал может служить основой для создания проблемной ситуации. К непроблемным элементам учебного материала относится вся конкретная информация, содержащая цифровые и качественные данные; факты, которые нельзя «открыть». Не проблемны все задачи, решаемые по образцу, по алгоритму, по известному способу.
Оптимальной структурой учебного материала будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций.
К слабым сторонам проблемного обучения следует отнести значительно большие расходы времени на изучение учебного материала; недостаточную эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков, особенно трудового характера, где показ и подражание имеют большое значение; при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.
Описание педагогического опыта по развитию творческих способностей на уроках математики средствами проблемного обучения
Виды проблемных ситуаций.
Я раскрою на основе проблемной ситуации на уроке. Проблемная ситуация — средство организации проблемного обучения, это начальный этап момента мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. Проблемная ситуация может быть различной. По содержанию неизвестного проблемные ситуации делятся: неизвестная цель, неизвестный объект деятельности, неизвестен способ деятельности, неизвестны условия выполнения деятельности.
По уровню проблемности:
1.возникающие независимо от приемов;
2.вызываемая и разрешаемая учителем;
3.вызываемая учителем и разрешаемая учеником;
4.самостоятельное формирование проблемы и ее разрешение.
Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Существуют две основные функции учебной проблемы:
1.Определение направления умственного поиска, т.е. деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы.
2. Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по развитию универсально–учебных действий.
Для меня она является средством управления познавательной деятельности ученика; формирование его мыслительных способностей. В деятельности ученика — служит стимулом активизации способностей, а процесс ее решения-способом превращения знаний в убеждения.
По технологическим особенностям: непреднамеренные, целевые, проблемное изложение, эвристическая беседа, проблемная демонстрация, игровые проблемные ситуации, исследовательская лабораторная работа, проблемные задания.
Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Она может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Схема проблемного обучения.
Проблемная ситуация специально создается путем применения особых методов — приемов:
1. С удивлением:
— одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения; столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;
— обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»;
— предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
2. С затруднением:
— дать практическое задание, невыполнимое вообще;
— дать практическое задание, не сходное с предыдущими;
— дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;
— доказать, что задание учениками невыполнимо.
Проблемное обучение не может быть одинаковым в любых условиях. Первый вид — поиск и открытие учеником нового для него правила, закона и т.д. (Побуждающий от проблемной ситуации диалог; использую прием — дать практическое задание, не сходное с предыдущим; см. Приложение 1.)
Можно поставить такие вопросы:
— Вы смогли выполнить задание? Нет.
— Почему не получается?
— Чем это задание не похоже на предыдущее?
— Какова же тема урока?
Или другой прием — дать практическое задание не выполнимое вообще;
— Вы смогли выполнить задание?
— В чем затруднение?
— Какой возникает вопрос?
— Почему не строится такой треугольник?
Использую эти приемы на уроках, где индивидуальное групповое или фронтальное решение проблемы.
Второй вид — поиск способа применения известных знаний в новой ситуации, конструирование, изобретение. Используется на лабораторных, практических занятиях, предметном кружке, факультативе.
Третий вид — художественное творчество — литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения и т.д. (во внеурочных занятиях).
Проблемные текстовые задачи ставят ученика в ситуацию, в которой у него
должно появиться удивление и ощущение трудности, или одно только
ощущение трудности, которое однако ученик намерен преодолеть. Если эти условия отсутствуют, то задача уже перестала быть для него проблемной.
Задания с различным уровнем проблемности.
Для обеспечения развития творческих способностей учащихся в проблемном обучении необходима оптимальная последовательность ситуаций. Поэтому организация проблемного обучения проходит на четырех уровнях. Уровни отличаются степенью обобщенности задачи, предложений учащимися для решения и степенью помощи, подсказки со стороны учителя.
Четыре уровня проблемности: самый высокий; высокий; средний; низкий.
По сути представляют собой несколько вариантов одного и того же задания. Начиная с самого высокого уровня проблемности и постепенно снижая трудность задания, нужно помочь каждому ученику решить проблему.
Проблемные уроки проводятся по следующей схеме. Сначала ставлю для всех общую проблему, формулирую последовательно на всех уровнях проблемности, начиная с самого высокого. Чтобы определить кто в состоянии вывести правило. «Порядок действий в выражениях со скобками» (см. Приложение 2), на каждом из четырех уровней проблемности, как ученик шел к открытию правила, учащиеся должны фиксировать результаты своих попыток вывести правило. Это дает возможность контролировать работу каждого ученика на всех этапах вывода правила.
В случае, когда отдельные ученики не справляются с заданием ни на одном уровне проблемности, я имею возможность определить характер затруднений, их причины и своевременно помочь.
После того как учащиеся запишут формулировку правила, при постановке
задания на низком уровне проблемности, можно спросить у некоторых из них, какое правило они вывели, попросить произнести это правило в их формулировке. Вслед за этим формулирую правило так как оно записано в учебнике, и только после этого сообщаю, какое правило изучено, записываю тему на доске. Закрепление нужно провести в форме письменного и устного выполнения упражнений из учебника.
Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнить, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для развития каждого ребенка.
Заключение.
Решая задачи, поставленные в работе, я рассмотрела проблемные ситуации, созданные на уроках на основе приложений.
В данном опыте решены следующие задачи:
— представлена методика создания проблемных ситуаций на уроках математики;
— рассмотрены особенности работы по системе карточек с разной степенью проблемности как средство развития творческого мышления;
— младшие школьники научились творчески мыслить на уроках математики; наблюдать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, сопоставлять и сравнивать;
— раскрыта сущность создания проблемных ситуаций на уроках математики;
— определены приемы и методы работы над созданием проблемных ситуаций на уроке.
Последователям данного опыта рекомендуется учесть, что для развития у
ребенка творческих способностей необходимы различные подходы, способствующие созданию условий для реализации у учащихся своих задатков. Для создания проблемных ситуаций на уроке нужна своя методика преподнесения материала. Необходимо также развивать у детей мыслительную деятельность.
Литература
1. Артемов А.К. Приемы организации развивающего обучения//Начальная школа. — 1995. — №3. — с.35-39.
2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.:Знание, 1983. – 96 с.
3. Вопросы психологии способностей: Сборник статей/Под ред. Крутецкого В.А. – М.: Педагогика, 1973. – 216 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4. Детская психология/Под ред. Эльконина Д.Б. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. – М.: Просвещение,1991. – 93 с.
6. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 1996. – 252 с.
7. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 1996. – 108 с.
8. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. – 424 с.
9. Как определить и развить способности ребенка. – СПб.: Пекспекс, 1996. –432 с.
10. Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии: (В помощь лектору).– М.: Знание, 1971. – 62 с.
11. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.:Просвещение, 1968. – 432 с.
12. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
13. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М.: Знание,1984. – 80 с.
14. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974. – 64 с.
800×600
Проблемное обучение как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики.
В настоящее время ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности— устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к устремлению веры в себя.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
— зачастую учитель недостаточно внимания уделяет развитию творческих способностей школьников на уроках математики;
— использованию проблемных ситуаций на уроках математики как средство развития творческих способностей детей;
— в методике работы над проблемным обучением необходимо разработать систему карточек для повышения уровня творческих способностей.
Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования: Проблемное обучение как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики.
Цель работы: формирование УУД младших школьников на уроках математики средствами проблемного обучения.
Задачи работы:
1.раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческих способностей детей;
2.использовать методику проблемного обучения в начальной школе;
3.обеспечить ситуацию успеха для каждого ребенка;
4.развивать наблюдательность, математическую зоркость, трудолюбие, умения находить причинно-следственные связи, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, развивать творческие способности учащихся;
5.определить формы и приемы работы над созданием проблемных ситуаций на уроке.
Педагогические средства, представленные в работе:
-приемы создания проблемных ситуаций;
-виды проблемных ситуаций;
-задания с различным уровнем проблемности.
Практическая значимость работы состоит в разработке системы карточек с разной степенью проблемности одного и того же задания для учащихся с разными уровнями творческих способностей. Данный материал может быть полезен учителям начальных классов.
Опыт представлен следующими материалами: настоящим описанием и следующими приложениями:
Приложение 1 Фрагменты уроков по теме «Умножение двузначного
числа на однозначное».
Приложение 2 Фрагмент урока по теме «Порядок выполнения
действий в выражениях со скобками».
Приложение 3 Задания на разных уровнях проблемности.
Приложение 4 Система задач, развивающих творческие способности.
Теоретические основы проблемного обучения
В зарубежной психологии творческие способности чаще связывают с термином «креативность». Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:
- легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;
- гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в
ходе ответов;
- оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;
- точность выполнения заданий.
Математика начинается вовсе не со счета, а с … загадки, проблемы. Чтобы
у младшего школьника развивались творческие способности, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Но почему же именно на проблемное обучение возложена роль в достижении цели: развитие творческихспособностей? Какие существуют возможности использования проблемных ситуаций на уроках математики?
Следуя целям и задачам моей работы, я рассмотрю воззрения разных авторов на творческие способности, на показатели, которые характеризуют эти способности.
Для определения креативности (творческих способностей) зарубежный психолог Дж. Гилфорд выделил гипотические интеллектуальные способности, характеризующие креативность:
—гибкость мысли—способность переключаться с одной идеи на другую;
—оригинальность—способность производить идеи;
—любознательность—чувствительность к проблемам в окружающем мире;
—способность к разработке гипотезы;
В отечественной психологии так же хорошо разрабатываются проблемы творческих способностей человека. В любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.
Таким образом, главная особенность творческих способностей связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.
Д. Б. Богоявленской была выделена (1983г.) единица измерения
творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
Для того, чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего заботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной основы для воображения. Развитие способностей неотделимо от его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческих способностей учащихся — обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее.Для формирования целенаправленного развития креативности, выделяют следующие условия формирования творческих способностей учащихся:
—паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, т.е. задания должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;
—доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;
—высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;
—сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования и др.
При рассмотрении сущности и особенностей проблемного обучения видим, что организация такой технологии действительно способствует развитию умственных сил учащихся, самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, развитию творческих способностей ( самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения ). Оно вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.
Настоящее и будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения.
Возможности проблемного обучения в начальной школе.
Прогрессивно мыслящие педагоги всегда искали методические пути
превращения учебной деятельности в радостный процесс познания мира. Одним из первых сторонников активного учения школьников был Ян Амос Каменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на «необходимость воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению».
В поисках новых активных методов обучения большого успеха добился
русский методист естествознания Александр Яковлевич Герд (1841-1888).
Он сформулировал важные положения развивающего обучения «Все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдения, сравнения и опытов, при помощи постепенно расширяющихся выводов и обобщений. Только таким путем, а никак не чтением статей, могут быть переданы эти знания детям».
Но как, какими методическими путями добиться такой самостоятельной
познавательной деятельности при изучении всех предметов? На этот вопрос не было единого ответа. Самому подходу давались различные названия: лабораторно-эвристический (Ф.А. Винтергальтер), опытно - испытательный (А.Я. Герд), метод лабораторных уроков (К.П. Ягодовский), эвристический метод (Армстронг), естественнонаучный метод (А.П. Пинкевич) и другие.
Учитывая естественную сущность близости указанных терминов, Б.Е.
Райков еще в 1913 году заменил их термином «исследовательский метод»,
суть которого видел в том, что: а) он способствует формированию
навыков умственной деятельности и развитию логического мышления; б)
соответствуют законам интеллектуального и психического развития ребенка, природным свойством которого является любознательность. Говоря о самостоятельном исследовании учащихся, Б.Е. Райков указывает на то, что их самостоятельные выводы будут «открытиями» только для самих учеников, а не для науки. Учитель заведомо знает, что «откроет» ученик, каким путем он это сделает.
Итак, проблемное обучение – это современный уровень развития дидактики
и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого обучения.
Все виды проблемного обучения характеризуются наличием продуктивной, творческой деятельности ученика, наличием поиска и решения проблемы. Первый вид чаще всего бывает на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблемы; второй вид – на лабораторных, практических занятиях, предметом кружке, факультативе, на производстве; третий вид – на уроке или внеурочных занятиях.
Но не всякий материал может служить основой для создания проблемной
ситуации. К непроблемным элементам учебного материала относится вся
конкретная информация, содержащая цифровые и качественные данные; факты, которые нельзя «открыть». Не проблемны все задачи, решаемые по образцу, по алгоритму, по известному способу.
Оптимальной структурой учебного материала будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций.
К слабым сторонам проблемного обучения следует отнести значительно
большие расходы времени на изучение учебного материала; недостаточную
эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков, особенно трудового характера, где показ и подражание имеют большое значение; при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.
Описание педагогического опыта по развитию творческих способностей на уроках математики средствами проблемного обучения
Виды проблемных ситуаций.
Я раскрою на основе проблемной ситуации на уроке. Проблемная ситуация— средство организации проблемного обучения, это начальный этап момента мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. Проблемная ситуация может быть различной. По содержанию неизвестного проблемные ситуации делятся: неизвестная цель, неизвестный объект деятельности, неизвестен способ деятельности, неизвестны
условия выполнения деятельности.
По уровню проблемности:
1.возникающие независимо от приемов;
2.вызываемая и разрешаемая учителем;
3.вызываемая учителем и разрешаемая учеником;
4.самостоятельное формирование проблемы и ее разрешение.
Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Существуют две основные функции учебной проблемы:
1.Определение направления умственного поиска, т.е. деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы.
2. Формированиепознавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по развитию универсально–учебных действий.
Для меня она является средством управления познавательной деятельности ученика; формирование его мыслительных способностей. В деятельности ученика— служит стимулом активизации способностей, а процесс ее решения-
способом превращения знаний в убеждения.
По технологическим особенностям: непреднамеренные, целевые, проблемное изложение, эвристическая беседа, проблемная демонстрация, игровые проблемные ситуации, исследовательская лабораторная работа, проблемные задания.
Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.Она может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Схема проблемного обучения.
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}