Учебное сотрудничество как мощный ресурс обучения и развития ребёнка
27.10.2015 Елена Сергеева 0 Comments
Тип материала: методическая статья
Ф.И.О. автора: Бурлинова Ольга Васильевна
Место работы: МБОУ СОШ №19 г.Волжского
Должность автора: учитель начальных классов
*Материалы публикуются в авторской редакции
Учебное сотрудничество как мощный ресурс обучения и развития ребёнка
«В школе всему научиться нельзя,
нужно научиться учиться»
Вс. Э. Мейерхольд
Основные задачи С переходом на работу по стандартам второго поколения современная школа ставит перед учителем новые задачи, направленные на формирование личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, самостоятельно принимать решения, находить пути их реализации, ориентироваться в информации, добывать знания, обладать коммуникабельностью, уметь применять приобретенные знания в практической ситуации и повседневной жизни, другими словами — уметь учиться. Новые социальные запросы заставляют педагогов отказываться от традиционных методов обучения, появляется необходимость осваивать новые развивающие общеобразовательные технологии. С целью построения процесса обучения, в условиях которого младшие школьники будут переходить из пассивных обучающихся в действенных субъектов учения. Изучив ряд современных общеобразовательных технологий: технологию развития критического мышления, технологию учебного проблемного исследования, метод проектов, технологию интерактивного обучения и другие, пришла к выводу, что многие современные педагогические технологии включают в себя принципы учебного сотрудничества, реализуя которые, учитель оказывается таким же субъектом обучения, как и ученик. Учебное сотрудничество соответствует новой парадигме образования, гуманистическому, личностно ориентированному подходу и в современной постановке проблемы соотносится с модернизацией российского образования, наиболее полно отвечает запросам людей нашего времени в связи с увеличением значимости человеческого фактора.
История возникновения технологии учебного сотрудничества
Попытки изменить учебный процесс, внедрив в него принципы учебного сотрудничества, предпринимались еще в XVIII веке авторами системы взаимного обучения Э. Беллом и Дж. Ланкастером. Их система представляла собой обучение в разновозрастных группах, где старшие ученики получали задания от учителя и вели занятия с младшими. Позднее идеология обучения в сотрудничестве была разработана тремя группами американских педагогов: Р. Славиным, Р. Джонсоном и Д. Джонсоном, и группой Э. Арсона. Они считали, что если ученики допускают ошибки, то им нужно предоставить возможность дополнительной практики в небольших группах, где они научатся помогать друг другу, отвечать за успехи каждого.В советской педагогике всегда были учёные и практики, которые пытались решать актуальные проблемы педагогического процесса, изобретая при этом новые оригинальные методы и формы образования. Проблема несоответствия принципов образования цели имеет свою историю. Первым, кто предложил эффективные решения этой проблемы применительно к воспитательной работе был А.С. Макаренко. Он исследовал закономерности воспитания личности в коллективе. Макаренко разработал практические технологии воспитания и самовоспитания личности в коллективе, заложив основы нового направления в педагогической деятельности — сотрудничества педагога и воспитанников.В пятидесятые, в начале шестидесятых годов прошлого века, выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский публикует свои интереснейшие работы, которые повлияли на изменение содержания принципов обучения. Основа дидактических работ Сухомлинского — это создание программ развития основных учебных умений у учащихся и реализация их на уроках по всем предметам. Сухомлинский разработал методические основы сотрудничества на уроках. Наряду с этим, он переработал принципы, структуру и содержание воспитательной работы в школе, что позволило объединить учебную и воспитательную работу в единое целое, чего ранее не было до него. Идеи нового направления в педагогике — сотрудничества получили свое дальнейшее развитие и в настоящее время. На сегодняшний день достаточно много отечественной психолого-педагогической литературы, помогающей учителю освоить разные формы организации учебного сотрудничества: Г.А.Цукерман «Зачем детям учиться вместе», «Виды общения в обучении», В.К.Дьяченко «Сотрудничество в обучении», А.Ю.Уваров «Кооперация в обучении: групповая работа», Н.Б. Шумакова «Развитие исследовательских умений младших школьников» и другие. В своих руководствах для учителя Г.А.Цукерман считает, что требованиям развивающего обучения отвечает коллективная (парная, групповая) форма организации учебно-воспитательного процесса относит и динамические пары (пары сменного состава), в книге А.Ю.Уварова подробно описаны разные методы кооперативного обучения. Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и представлены педагогами-новаторами (Ш.А. Амонашвили, И.Л. Волковым, Ц.П. Ивановым, В.А. Караковским, С.Н. Лысенковой, Б.П. Никитиным, Л.А. Никитиной, В.Ф. Шаталовым, М.Л. Щетининым и др.), педагогами-журналистами (В.М. Матвеевым и С.Л. Соловейчиком).
Что такое учебное сотрудничество?
Что же такое учебное сотрудничество? Новая учебная технология или способ организации обучения? Учебное сотрудничество как технология развивающего обучения разработана по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Учебное сотрудничество, по определению, данному Г. А.Цукерман, — это «взаимодействие, в котором учитель: а) создаёт ситуацию необходимости перестройки сложившихся у ребёнка способов действия, б) организует учебный материал так, чтобы ребёнок мог обнаружить объективную причину своей неумелости, некомпетентности и указать её взрослому, в) вступает в сотрудничество с учащимися только по их инициативе, по запросу о конкретной помощи, но делает всё возможное, чтобы такой запрос был сформулирован на языке содержания обучения, в виде гипотез о недостающем знании». В современных образовательных технологиях учебное сотрудничество используется как способ организации взаимодействия учащихся друг с другом, с учителем. Результатом, которого является не только формирование знаний, умений и навыков по учебным предметам, но и формирование умения сотрудничать, принимая во внимание желания и действия партнёра; умения понимать эмоциональное состояние участников совместного действия; умения проявлять инициативность для поиска информации; умения решать конфликты.
Существуют мнения, что учебное сотрудничество не является ни новой учебной технологией и ни новаторскими способами организации обучения и воспитании, а это, прежде всего, идеи коллективного сотворчества, свободного выбора, учения с увлечением при педагогической и товарищеской поддержке. Представители “педагогики сотрудничества” (Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов) рассматривают учебный процесс как духовную общность, доверительное общение учителя и учащихся и учащихся между собой, способствующее развитию “социально – зависимой самостоятельности” (Ш. А. Амонашвили). Так или иначе, все мнения сводятся к тому, что учебное сотрудничество — мощный ресурс обучения и развития личности ребёнка. Возможности учебного сотрудничества:
• позволяет реализовать продвижение каждого учащегося в процессе обучения со скоростью, определяемой его индивидуальными способностями;
• развивает коммуникативные и личностные универсальные учебные действия;
• формирует потребность к учебной самостоятельности и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию;
• обеспечивает высокую интенсивность обучения;
• повышает интеллектуальный уровень развития и культуру общения учащихся;
• развивает способности к планированию и самоуправлению своей деятельностью;
• формирует навыки социального и делового общения;
• создает условия для естественного развития познавательных и творческих способностей учащихся;
• развивает способности к самореализации и формированию основных жизненно-необходимых навыков;
• обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, повышает интерес к обучению.
Недооценивание возможностей учебного сотрудничества
Почему все же некоторые учителя недооценивают возможности учебного сотрудничества? Педагоги испытывают беспокойство, что при обучении в группах на уроке работают не все ребята, а только лидеры; на уроке нарушается тишина, появляется неизбежный рабочий шум; не всегда хватает времени на полноценную проверку результатов работы в группах; трудно оценить индивидуальный вклад каждого ребенка в общую работу. Но эти опасения преувеличены, так как при фронтальной работе большее количество учащихся не включены в работу, а вот в группе при правильной организации коллективной деятельности отсидеться намного труднее.
Формы учебного сотрудничества
В педагогике выделяют несколько форм учебного сотрудничества
1. Сотрудничество с учителем
2. Сотрудничество со сверстниками
3. Сотрудничество с самим собой.
Динамику форм учебного сотрудничества рассматривают как последовательное движение ученика: от сотрудничества со сверстниками, к сотрудничеству с учителем и далее – к сотрудничеству с самим собой.
Совместная учебная работа учащихся предполагает их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью. В сотрудничестве со сверстниками дети учатся помогать товарищу, обращаться за помощью друг к другу, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов. Сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования способности строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнёров; обладать инициативностью, способностью добывать недостающую информацию; обладать готовностью к составлению плана совместной деятельности; уметь решать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия, При учебном сотрудничестве со сверстниками прямая помощь учителя вредна, так как он берёт на себя рефлексивную часть работы.
Сотрудничество со сверстником предполагает умение сотрудничать с учителем. Ситуации учебного сотрудничества с педагогом возникают, когда группа учащихся при решении поставленной учителем практической задачи замечают причины своей некомпетентности и указывает их учителю. Учебное сотрудничество характеризуется активностью учащегося, который, решая практическую задачу, осознаёт, что для её решения ему не хватает определённых знаний или способов действий. Ребёнок формулирует вопрос о конкретной помощи, которая ему необходима для решения задания и обращается к учителю. Ученик, умеющий отделять известное от ещё неизвестного и умеющий формулировать свой вопрос по теме обучения, становится субъектом учебной деятельности, умеющим учить себя с помощью учителя. Учитель вступает в сотрудничество с учащимся только по его инициативе, по запросу о конкретной помощи. Педагог делает всё возможное, чтобы ребёнок смог сформулировать свой вопрос на языке содержания учебного предмета. Необходимо организовывать учебное сотрудничество таким образом, чтобы оно включало все формы взаимодействия обучения – и сотрудничество ребёнка с учителем, и с другими учениками, и с самим собой. Умение ученика вступать в отношения сотрудничества становится условием формирования ребёнка как субъекта учебной деятельности, способного к самообразованию и самовоспитанию.
Учебное сотрудничество коренным образом изменяет роль учителя на уроке. Прямое обучение и инструктирование сокращается. Большую часть времени учителя на уроке должно быть посвящено фасилитации процесса учения. Фасилитация в переводе с английского языка означает «помогать, облегчать». Это такой способ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника, помогает ученику самостоятельно осваивать новые знания, навыки. Фасилитация обучения предъявляет к учителю множество требований, таких как умение наблюдать, слушать и говорить, чётко инструктировать, задавать вопросы, наблюдать и контролировать процесс, поддержать, поощрять, вдохновлять, своевременно и корректно вмешиваться в происходящее. Основная задача учителя-фасилитатора или координатора состоит в стимулировании и направлении процесса самостоятельного поиска информации учащимися. Педагог, находящийся в позиции координатора обучения создаёт познавательные проблемные ситуации, направляет усилия учеников в определённое русло, сталкивает различные мнения, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, выводов.
Сотрудничество ученика с самим собой предполагает умение фиксировать, анализировать и оценивать изменения собственной точки зрения в результате приобретения новых знаний. Чтобы научить ребёнка определять границы известного и неизвестного, необходимо развивать у него способность к определению границ собственных возможностей, что он знает и умеет и чего не знает или не умеет.
Полноценное учебное сотрудничество возможно при использовании разнообразных форм его организации, направленно на развитие у учащегося личностных и коммуникативных универсальных учебных действий, на воспитание ученика, способного учить, менять самого себя, на умение общаться, умение сотрудничать, умение решать проблемы, умение осуществлять самоуправление. Важным условием выбора форм учебного сотрудничества является их степень эффективности в достижении целей урока.
Известны основные формы организации учебного сотрудничества – работа в парах, группах постоянного и сменного состава, коллективное взаимодействие. Групповая работа — одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:
• дать учащемуся эмоциональную и содержательную поддержку;
• дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в дискуссиях;
• дать каждому учащемуся опыт выполнения тех универсальных учебных действий, которые составляют основу умения учиться (функций контроля и оценки, целеполагания и планирования);
• дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание обучения.
Организация учебного сотрудничества
Существуют разные виды организации групповой работы:
• cовместно — групповая — характеризуется тем, что проблема будет решена даже тогда, когда не все ученики активно взаимодействуют;
• cовместно-взаимозависимая (коллективно-кооперативная) — общий результат достигается действиями всех учеников; если же кто-то прекратит свою работу, то у остальных возникнут затруднения;
• коллективно — творческая — в процессе обучения имеет место учебная творческая работа коллектива; количество учащихся варьируется от двух до целого класса.
Оптимальный размер группы для организации продуктивной работы – не более шести человек. Так удобнее участникам распределить между собой управляющие роли. Но если количество учащихся в группе больше, чем шесть, тогда управляющие функции могут выполнять сразу несколько участников группового взаимодействия.
Технологический процесс групповой работы может складываться из следующих элементов:
• определение количества групп и количества участников в каждой группе;
• формирование состава каждой рабочей группы;
• постановка познавательной задачи или проблемной ситуации;
• планирование организации работы в группе;
• распределение ролей, обязанностей;
• обсуждение общего задания группы выполнение задания;
• представление результатов работы группы;
• общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
При организации групповой работы для развития мышления и личности ребенка необходимо осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная — выполнение различных заданий разными группами. Поощряется совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Помогающий получает при этом не меньшую помощь, так как его знания закрепляются при объяснении своему однокласснику.
Существуют интерактивные формы парной и групповой работы учащихся — это организационные формы, основанные на принципах интерактивного обучения (опора на опыт, активность, позиция учителя – консультант-фасилитатор). К интерактивным формам организации учебного процесса можно отнести: уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-проекты, уроки-диалоги, фронтальную работу в кругу, центры активного обучения, творческие мастерские (лаборатории) и др. На одном и том же уроке могут сочетаться разные организационные формы и методы учебного сотрудничества.
Ведущая роль групповой формы работы состоит в формировании универсальных учебных действий, в частности, учебной самостоятельности, умения активно учиться друг у друга. Учебная самостоятельность становится выше только тогда, когда у детей возрастает опыт учебного сотрудничества.
Литература
Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004.
Мкртчян М.А. Теория и технология коллективных учебных занятий. Красноярск, 2005.
Савенков А. Как провести самостоятельное исследование? // Педагогика. 2001, № 8.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.– Томск: Пеленг, 1993.
Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? – М.: Просвещение, 1985.
Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников . – М.: Просвещение, 2011.