Формирование социально-коммуникативных навыков старших дошкольников в процессе проекта «Моя семья»
27.10.2015 Елена Сергеева 0 Comments
Тип материала: Методическая разработка
ФИО автора: Блинова Наталья Александровна
Место работы: МБДОУ Кузьмичёвский детский сад «Улыбка» общеразвивающего вида, Городищенский район, Волгоградская область
Должность автора: воспитатель
*Материалы публикуются в авторской редакции
Формирование социально-коммуникативных навыков старших дошкольников в процессе проекта «Моя семья»
Проект «Моя семья».
«Без прошлого нет будущего»
Возраст участников: дети 5-6 лет.
Участники проекта: дети, родители, педагог.
Вид проекта: творческий, групповой, кратковременный
Место проведения: МБДОУ «Улыбка»
Цель проекта:
Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей представления о семье.
2. Формировать гендерную принадлежность воспитанника с учетом возрастных изменений.
3. Формировать представление о родственных отношениях между «близкими» ребенку членами семьи ( мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка)
4. Обогащать детско- родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Ожидаемый результат:
- Владеть понятием семья.
- Иметь представление о родственных отношениях
- Знать информацию о своей семье, профессиях родителей.
- Определять свою гендерную принадлежность.
Проблема:
- Недостаток знаний дошкольников о своей семье.
- Утрата функции семьи.
- Разобщенность между семьей и детским садом
Актуальность проблемы.
Семья- это первый социальный институт с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в его воспитании, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально- нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание ребенка должно строится на любви, опыте, традициях, личных примерах из опыта родных и близких. И какую бы сторону развития мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождение семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально- нравственной культуры ребенка.
Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он мальчик или девочка, а когда вырастит, будет мужчиной или женщиной, и эта принадлежность к полу, не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей.
Реализация проекта:
I этап – подготовительный (вхождение в тему).
- Опрос детей на тему «Что я знаю семье?»
- Определение темы, целей, задач, содержание проекта. Прогнозирование результата.
- Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала по теме «Семья».
- Подбор литературных произведений, пословиц, поговорок, стихотворений о семье.
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта
- Определение содержания деятельности всех участников проекта.
II этап – основной (продуктивный , совместная деятельность с детьми).
Познавательная деятельность:
- Дидактические игры «Кто у нас такой? (рассматривание себя в зеркале), «Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений)
- Просмотр презентации тему «СемьЯ»
- Решение проблемной ситуации «Что я уду делать, если мама заболеет или папа уедет в командировку».
Художественно- продуктивная деятельность:
Рисование на тему « Я и моя семья».
Коммуникация:
Чтение художественной литературы:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Гуси-лебеди»
«Синяя чашка» М. Матвеева
«Теплый хлеб» К. Паустовский
«Сказка об умном мышонке» С. Маршак
«Цветик-семицветик» В. Катаев
«Мамина работа» Е. Пермяк
«Чем пахнут ремесла» Д.Родари
«Мамина дочка» В.Белов
«Косточка» К.Ушинский
«Старый дед и внучек» Л.Толстой
«Как Вовка бабушек выручил» А.Барто
«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский
«Похищенное имя» Шорыгина Т.А.
Разъяснение пословиц, рассказы детей о своей семье.
Рассказ педагога из личного опыта на тему «Моя семья».
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Больница», «Магазин».
Театрализация по сказкам
«Дедка и Репка»
«Маша и медведь»
«Курочка Ряба и золотое яйцо»
Сотрудничество с семьей:
Конкурс- выставка семейных альбомов.
Участие в подготовке музыкального праздника «День семьи».
III этап-заключительный
- Обработка результатов по реализации проекта.
- Презентация детьми альбомов своей семьи.
Отчет о реализации проекта.
Начала я свою работу с опроса детей по теме «Что я знаю о своей семье?» и выяснила, что многие дети путают родных и двоюродных братьев и сестер; называют просто знакомых, приписывая их к членам своей семьи. На вопрос «Где работают твои родители?» отвечают — «зарабатываю деньги». Не видят себя с учетом возрастных изменений (младенец, ребенок, подросток, взрослый человек, пожилой человек). Результаты опроса помогли мне определить цели, задачи и содержание проекта, спрогнозировать результат.
Затем обсудила с родителями проект и определили содержание деятельности и возможности родителей.
Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей о себе и о семье. Чтобы сформировать представление о гендерной принадлежности, в утренние часы, перед обедом, проводили с детьми интересную игру «Кто у нас такой?». Дети рассматривали себя в зеркало и описывали свой внешний вид, это помогло им увидеть сходство и различие между собой. Играя в игру «Разложи по порядку», дети смогли понять и увидеть наглядно рост и развитие человека с учетом возрастных изменений. Для некоторых стало открытием, неожиданностью то, что они раньше были младенцами, а в будущем станут бабушками и дедушками.
Когда дети получили больше знаний о своем внешнем виде и родителей, мы перешли к изучению ближайшего окружения воспитанников. После ряда бесед, рассказов детей и педагога из личного опыта, у детей стала складываться правильная картина их ближайшего окружения, их семьи. Посторонние люди отсеялись. Помогла в этом и игра «Составь семью из фигурок», в ней наглядно сразу стало видно из скольких человек у кого состоит семья, кого семья большая, у кого поменьше. Упорядочили полученные знания через просмотр презентации «СемьЯ».
Обсуждая проблемную ситуацию «Что я буду делать, если мама заболеет или папа уедет в командировку», я старалась подвести детей к тому, что нужно заботиться и помогать своим близким членам семьи, любить их. Помогло в этом и разъяснение пословицы «Когда семья вместе- сердце на месте» и беседа «Как мы помогаем своим близким?».
Давая детям новые знания о семье, об их ближайшем окружении, я не могла не затронуть тему безопасности ребенка. Через игру «Свой, чужой, знакомый» я постаралась дать первоначальные знания детям о том, как нужно вести себя с незнакомыми людьми на улице, если ты находишься без присмотра взрослого.
Получив новые знания о себе, своем ближайшем окружении, о взаимоотношениях в семье, дети стали отражать это своих сюжетно- ролевых, режиссерских, строительных играх. Сюжет игр заметно обогатился, расширился.
Все это время я работала в тесном контакте с родителями. Большую помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей оказывает нам библиотека. собранная с помощью родителей. Каждая семья получила творческое задание в рамках проекта- создание альбома «Моя семья». В результате творческой работы самых активных семей, в группе заработала выставка, которая пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый альбом неоднократно просматривается, и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей семье.
Итоговым мероприятием стал музыкальный праздник «День семьи». На празднике дети продемонстрировали знания стихов и песен о семье. Родители вспомнили многие пословицы по теме «Семья». С огромным удовольствием и большой гордостью дети, совместно с родителями презентовали свои семейные альбомы.
Были проведены такие игры как:
-«Кому что нужно», где дети выбирали сюжетную картинку, на которой было изображено действие какого- либо члена семьи, и на столике выбирали предметы быта, соответствующие действию на картинке;
-« Мамины помощники», где дети помогали мамам развесить платочки, определенного цвета;
— « По тропинке к маме», где ребёнок, бросая по одному следу, наступая на них поочерёдно, должен добираться к маме, которая находиться на противоположной стороне зала.
Также родители продемонстрировали свои театральные способности. Они прекрасно сыграли в музыкальной сказке «Репка».
Финалом праздника стал совместный танец детей и их мам.
На этом реализация моего проекта закончилась. Мне удалось реализовать поставленные цели и задачи, решить проблему разобщенности между семьей детским садом, наладить функцию передачи семьей детям значимых семейных и жизненных ценностей.
Список используемых источников:
1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.
5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»
6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8лет».
7. www.maaam.ru