Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) у учащихся начальной школы
26.10.2015 Елена Сергеева 0 Comments
Тип материала: методическая статья
ФИО автора: Филимонова Людмила Николаевна
Место работы: г. Волгоград, МОУ СШ № 78
Должность автора: учитель начальных классов
* Материалы публикуются в авторской редакции
Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) у учащихся начальной школы
Оценивание состоит из двух процессов: сравнение достижений (неудач) учащегося с его прежними достижениями (неудачами) и соотношение достигнутых результатов со стандартами обучения (желательность хороших оценок). Критеряёи оценивания создаются вместе с учащимися, что помогает формировать самооценку у детей.
Опираясь на принципы начальной школы, постараемся сформулировать правила деятельности учителя в системе оценивания:
— обязательное обсуждение с учащимися критериев оценивания работ;
— постепенно выстроенный переход от безотметочного оценивания к оцениванию в пятибалльной системе;
— осуществление перехода от безотметочного оценивания к балльному не одновременно для всех, а по мере индивидуального понимания учащимися предыдущего этапа оценивания;
— обязательное выделение умений, за которые можно похвалить ребенка;
оценивание только работы ученика, а не его самого;
— обсуждение успехов (неуспехов) учащегося исключительно при индивидуальной беседе с родителями, а не на родительском собрании.
Контроль и оценивание успехов/неуспехов учащихся младших классов являются важной составляющей процесса обучения и одной из главных задач педагогической деятельности учителя. Вместе с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) этот компонент должен соответствовать современной педагогической и методической наукам, требованиям общества, основным приоритетам и целям образования в начальном звене школы.
Система проверки и оценивания учебной деятельности младших школьников не может ограничиваться только контролем за усвоением знаний и выработкой умений и навыков по определенному учебному предмету. Она ставит более важные социальные задачи:
– определение степени овладения умениями по использованию знаний, то есть соответствие обучения современным целям образования;
– развитие у учащихся навыков самостоятельной оценки результатов своих действий, умения контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
– мотивация учащегося на успех, избавление его от страхов перед оцениванием, создание комфортной обстановки, забота о сохранении психологического здоровья младших школьников.
В своей работе я использую следующие приемы самооценки и самоконтроля:
1) Словесные приемы
а) для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:
– Что ты узнал на уроке?
– Чему научился?
– За что можешь похвалить себя?
– Над чем еще надо поработать?
– Какие задания вызвали интерес?
– Какие задания оказались трудными?
– Достигнута ли поставленная в начале урока цель?
б) используем наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достижений:
«Сегодня на уроке я…»
«Мне удалось…»
«Я могу похвалить…»
«Я недостаточно…»
«Я старался…»
2) Графики
3) Рисунки
Свою работу за определенный отрезок времени (неделя, месяц) можно оценить с помощью рисунка. Учащиеся на подсознательном уровне изображают свою самооценку в выборе цвета, в изображении чего-либо. Например, можно изобразить дерево настроения, цветок настроения, облачко настроения или раскрасить в цвете какой-либо предмет;
4) Символы
Такой прием важен для использования в первом классе, когда дети еще не умеют писать. В остальных классах он используется наряду с другими приемами;
5) Личный дневник школьника
Используем дневник школьника, авторами которого являются Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др. С одной стороны, в него включены все необходимые элементы традиционного дневника школьника, а с другой – он предназначен для развития у учащихся младших классов самоконтроля и самооценки и самоорганизации.
Я начинаю с того, что на родительском собрании знакомлю родителей учащихся с дневником, рассказываю о правилах работы с ним. Затем на классном часе знакомлю детей с содержанием дневника.
В 3-4-х классах в начале каждой недели ученики формулируют и записывают цель на этот отрезок времени (текущая неделя), для этого отведена специальная строчка. Например, «Буду активно работать на уроках», «Я постараюсь получать только хорошие и отличные отметки». В конце недели школьники оценивают степень достижения цели, что также фиксируют в дневнике. Например, «Я выполнял домашние задания самостоятельно», «Я получил отличную оценку по русскому языку» и др.
При ведении дневника ученик постоянно, каждый день контролирует и оценивает свои достижения, анализирует достижения и неудачи, ищет пути устранения недостатков. Ведение дневника учит младшего школьника планированию своих дел на различные временные периоды (неделя, месяц). На листе «План моих дел» ученик намечает дни для выполнения определенных заданий. Родители должны контролировать регулярность записывания и планирования. В конце дневника напечатано содержание программ по предметам.
Ученики проводят самоанализ в конце каждой четверти и всего учебного года под руководством преподавателя. Подобная деятельность служит дополнительным источником мотивации ученика и формирует ситуацию успеха. Работа с дневником принесет наибольшую пользу при планомерном ведении его с первого класса. Первоклассники не умеют ещё писать, поэтому оценивать свои достижения они могут, используя условные обозначения.
При постоянном и планомерном использовании дневника к 4-му классу у большинства учащихся формируется субъективность учебной деятельности, а проявляется она в развитии таких компонентов, как учебно-познавательный интерес, целеполагание и оценка. Также дети приобретают стойкие навыки самоанализа, умеют находить причины неуспехов и способы их исправления.
6) «Портфель ученика»
Работу с «Портфелем ученика» я начинаю с детьми с первого класса. Совместно с родителями дети собирают все творческие работы, сделанные за 4 года обучения в начальной школе.
В конце 4-го класса эти работы просматриваются учениками, из них отбираются лучшие, формируются выводы, какие предметы удавались лучше, а какие – хуже. Также определяются цели обучения для следующего, 5-го, класса.
По результатам проделанной работы проводится конференция, на которую приглашаются будущие классные руководители. Для выступления предлагаются следующие вопросы:
– Чем отличился на протяжении всех 4 лет обучения?
– По каким предметам был успешнее?
– Какие предметы не совсем удавались? В чем причина?
– На что будешь обращать внимание в 5-м классе?
– Какую цель поставишь в 5-м классе?
7) Анализ работы за четверть, за год, за определенный период обучения
В 3-4-х классах в конце каждой четверти проводим самоанализ своей учебной деятельности. Для этого ученик отвечает на следующие вопросы:
– Что удалось в этой четверти?
– По каким предметам результаты получились лучше?
– Что не получилось? В чем причина?
– Какую цель поставишь в следующей четверти?
В конце учебного года подобный самоанализ проводится вновь. Ученикам предлагаются следующие вопросы:
– Какими результатами первой учебного года можешь гордиться?
– Над чем еще необходимо поработать?
– По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?
– Какую цель поставишь на следующий учебный год?
8) Таблицы
Такой прием особенно эффективен в 4-м классе, он используется при групповой форме обучения. Учащиеся распределяются по группам, а затем оценивают работу своей и других групп. В завершение работу оценивает учитель.
Для того чтобы развитие самооценки было наиболее эффективным, необходимо выполнение следующих условий:
1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;
2. Создание необходимого психологического настроя учащихся для анализа собственных результатов;
3. Обеспечение ситуации самостоятельного эталонного оценивания школьниками своих результатов;
4. Сопоставление и выводы об эффективности проделанной работы;
5. Составление учащимися собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:
1. «Светофор»
Применяется для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям. В первом классе предлагаю детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно идти дальше».
Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь».
Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!». Хочу отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
2. «Говорящие рисунки»
Если ученик доволен собой, у него все получалось, то он рисует улыбающееся лицо.
Если ученику на уроке было временами непросто, не все получалось, то он рисует спокойное лицо.
Если учащемуся на уроке было сложно, многое не получалось, то он рисует соответственно грустное лицо.
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
4. «Карточка сомнений»
+ — «Я понял все»;
— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? – «Не понял».
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V – «Уже знал это»
+ — «Новое знание»
? – «Не понял, есть вопросы»
0 – «Думал по-другому».
5. «Волшебные линеечки»
«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются интересной, необидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ученику измерительный прибор. С помощью этих линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:
— позволяет любому ученику увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);
— удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
— помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
Вот как можно оценить письменную работу:
После самооценки работу оценивает учитель. Он ставит свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учащимся своей работы преподаватель еще раз объясняет ученику критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или соответственно строже.
Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ученику правильно оценить свои возможности и результаты.
6. «Дерево успехов»
Итоги каждого учебного дня можно подводить, используя «Дерево успехов». После уроков учащиеся прикрепляют на нарисованное на плакате дерево плод, цветок или листок: яблоко – «все удалось», цветок – «неплохо поработал, но что-то не совсем получилось», листок – «сегодня не получилось, но я не опускаю руки».
7. Листы индивидуальных достижений
Для создания полной картины, отображающей реалии учебных достижений, а также диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).
Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании универсальных учебных действий (УУД)»
Формирование навыков самоконтроля является одной из главнейших педагогических задач, поставленных на начальном этапе обучения. Для достижения формирования подобного навыка необходимо актуализировать для учащихся задачу важности и необходимости самоконтроля.
Психолого-педагогические исследования показывают, что учащиеся моего класса к концу обучения в начальной школе, как правило, достигают высокого уровня понятийного мышления, умеют беспристрастно оценивать себя, овладевают способами оценки своей деятельности. Мониторинг компонентов учебной деятельности (учебная мотивация, контроль и оценка) указывают на формирование основных психологических новообразований: анализа, планирования, рефлексии, самоконтроля и самооценки. Все эти навыки сохраняются при обучении в старших классах.
Литература:
1. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, № 15, 2006.
2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.
3. Ларина А.Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.
4. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П «Эксперимент», 1999.
5. Свиридова О.И. «Форма организации учебной деятельности в начальной школе.
6. О.С. Островерх, Л.М. Козлова, О.П. Трифонова «Формирование индивидуальных учебных действий у первоклассников, или как научить младших школьников работать с черновиком».