Опыт педагогов

Коллекция методических разработок педагогов-практиков

Рабочая программа студии изучения этнографии и фольклора «Стожа´ры» для 4 класса

25.10.2015 Елена Сергеева 0 Comments

Тема: Краеведение.

Тип материала: Рабочая программа внеурочной деятельности.

Ф.И.О. автора: Кузьмина Ольга Васильевна.

Место работы: МКОУ Кумылженская СОШ №1 имени Знаменского А.Д. станицы Кумылженской Волгоградской области.

Должность: Учитель начальных классов.

*Материалы публикуются в авторской редакции

 Рабочая программа студии изучения этнографии и фольклора «Стожа´ры» для 4 класса

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Стожа´ры» составлена на основе:

— Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 29.07.2013).

— Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования\ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г. №17785).

-Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования\ приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.№ 253

-Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования\Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. №30550)

-Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях\Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 302-600 (зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 №23290)

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание \ А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.-М.: Просвещение, 2010;

— авторской  программы  факультативного курса М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» для начальной школы.

Общая характеристика курса.

  Главным средством восстановления духовно-нравственного, интеллектуального потенциала является возрождение нравственного воспитания, опирающегося на этнокультурные традиции русского народа, этнопедагогику. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему, что определяет культурологическую направленность программы.

  Новизна программы заключается в том, что учебно-воспитательный процесс имеет своим результатом целостность, объединение, обеспечение единства в формировании мировоззрения, в творческом развитии детей, в осуществлении принципов педагогически интегрированной системы овладения знаниями, умениями и навыками.

  Актуальность программы обусловлена тем, что значительную роль приобретают вопросы интеграции различных типов образовательных учреждений (внутренней и внешней).

  Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает духовный уровень культуры общества и особенно подрастающего поколения, отсутствует иерархия ценностей. Устное народное творчество, народный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей.

В решении этих задач значительную роль играет интеграция дополнительного и основного общего образования.

По характеру деятельности участников программа является комплексной, так как включает в себя несколько видов деятельности: народные обряды, народные игры, народные  промыслы обучение ансамблевой игре на музыкальных народных инструментах (ложки, баян, гармонь), народное пение…

Педагогическая целесообразность разработки данной программы в том, что она призвана помочь педагогам использовать в образовательно-воспитательном процессе педагогический потенциал народной культуры.

Главная цель – освоение обучающимися нравственных и эстетических ценностей русского народа; воспитание стремления к духовно-нравственному совершенствованию на основе традиционного наследия нашего народа.

Кроме этого, одна из важнейших целей – развитие у детей аналитических способностей, воображения, творческого потенциала, приобщение их к поисково-исследовательской деятельности, формирование у обучающихся патриотизма и гражданственности.

  Задачи программы:

Образовательные:

1. Формирование у учащихся компетенций познавательной деятельности в предметной области:

2. Продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

3. Средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность.

4. Получение дополнительного образования детьми в области фольклорного, хореографического и музыкального и искусства.

Развивающие:

1. Развитие ключевых компетенций познавательной деятельности:

готовности личности к освоению и преобразованию мира, основанной на имеющихся знаниях, умения и навыках, опыте практической деятельности,

2. Постановка и решение познавательных задач;

3. Нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение;

4. Компетенции деятельности: игра, учение, труд;

5. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

6. Развитие общих компетенций на основе адаптации, социализации, интеграции в социум, самореализации, позволяющих построить профессиональную карьеру.

Воспитательные:

1. Создание условий для формирования гражданской компетентности как основы социальной, общественной сущности человека

2. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру и ориентация воспитанников на нравственные общечеловеческие ценности.

3. Формирование компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

4. Воспитание любви к родному краю через приобщение к истокам устного, творчества русского народа.

5. Организация пропаганды русского народного творчества.

 

Предлагаемая концепция программы базируется на важнейших дидактических принципах:

· принцип природосообразности: образовательный процесс строится, следуя природе развития личности ребёнка;

· принцип индивидуализации и дифференциации обучения: в школе создаются условия для наиболее полного проявления и развития индивидуальности как ребёнка, так и педагога; психолого-педагогическое изучение каждой личности, ее отношений в коллективе, для раскрытия природных задатков на занятиях народным творчеством;

· принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве;

· принцип комплексного подхода к разработке целей, задач, структуры, функций школы и ЭКЦ «Кошав-гора», а также содержания, форм и методов учебно-воспитательной деятельности с учетом русской этнографической среды;

· принцип вариативности содержания и форм воспитательной среды, как вариативность традиционного народного творчества и форм его бытия;

· принцип последовательности и преемственности в развитии ребёнка, в осуществлении воспитательного воздействия (по аналогии с этнопедагогической моделью сохранения, трансляции и развития традиций от мастера к ученику);

· принцип открытости данной модели в социум (традиционный механизм социализации детей в народной культуре);

· принцип личностно-ориентированого подхода к целеполаганию, организации воспитательной среды, оценке результатов педагогического процесса (в каждом типе культуры задается определенная модель личности и стереотипов поведения, деятельности в социальной и природной среде);

· принцип отражения в модели организации учебно-воспитательного процесса национально-регионального образа ( хопёрское  казачество);

· принцип единства духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа как основы проектирования целостного этнокультурного пространства;

· принцип интеграции различных видов искусства(музыка, декоративно-прикладное творчество);

· принцип цикличности, заложенный в структуру построения учебно-тематических планов и организации УВП, обусловлен логикой изучения народно-земледельческого календаря;

· принцип творческого самовыражения, позволяет реализовать потребность в самовыражении, формирует активную, созидательную позицию.

Формы обучения:

  — индивидуальные (индивидуальные занятия обучение игре на гармошки)

— групповые (народный танец, народное пение, ансамбль ложкарей)

— фронтальные (календарные и народные праздники).

 

Ожидаемые результаты

Самыми значимыми результатами при освоении программы будут изменения в личностной сфере ребенка:

· освоение предметных компетенций;

· сформированность личности ребенка как носителя национальных духовных традиций, высокой нравственной культуры;

· высокий уровень познавательной активности и стремление к самовыражению через творчество;

· иметь представление о видах народного творчества (устном поэтическом,музыкальном);

· иметь представление о народных обрядах календарно- земледельческого цикла, традициях и обычаях;

· уметь соотносить ценности предков с элементами современной культуры;

· принимать активное участие в профильных конкурсах и фестивалях народного творчества на уровне города и региона.

· развитие ключевых компетенций, выражающихся в овладении обучающимися определенного набора способов деятельности, социально востребованного и являющегося предметом запроса заказчик.

· развитие общих компетенций, на основе адаптации, социализации, интеграции в социум, воспитания личности, способной брать на себя ответственность и позитивно действовать в постоянно меняющихся условиях.

Личностными результатами изучения курса является:

•научится ориентироваться в важнейших для нашей станицы событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

•приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

•научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

Выпускник получит возможность для формирования:

•основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Кумылженского  района, чувства сопричастности и гордости за свой край.

•чувства гордости за свою станицу, свой край, за успехи своих земляков;

•эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты обучения:

●обучающийся должен знать и уметь различать  малые разделы русского фольклора, знать и уметь величать свою семь освоить практические умения по изготовлению изделий некоторых промыслов, получить представления о народных традициях и праздниках, получить навык самостоятельного поиска материала и его использования в жизни;

●знать влияние природы на жизнь человека в прошлом, народные приметы и традиции, легенды, предания старины; традиционные занятия детей, игрушки, игры; иметь представление об обучении детей в России; владеть историческими сведениями о возникновении символики государства.

По окончании учебного курса обучающиеся должны:

●знать основные традиции;

●владеть основам народного календаря;

●иметь представление о своей малой родине;

●уважать и чтить родителей и память предков;

●уметь пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования;

●добиваться поставленной цели;

●приобрести навыки коллективной  работы в едином темпе;

●осознать и научиться соблюдать социально-этические нориы поведения со сверстниками и взрослыми, представителями разных национальных и социальных групп.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

•определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

•учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

•учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.

•высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.

•работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

•ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

•делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.

•перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

•доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

•слушать и понимать речь других людей.

•вступать в беседу во внеурочной деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

•совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

•учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Система отслеживания результатов реализации программы

Отслеживание результатов по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

•создания и защиты собственного проекта;

•создания презентаций — представлений по изученной теме;

•конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;

•участия в районных праздниках и народных гуляниях.

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

студии изучения этнографии и фольклора «Стожа´ры» 4 класс

№ п/п Дата Название раздела Кол-во часов Содержание Этнокультурный компонент
план факт
1 Природа- сердечный друг. Мать природа 5 1.Учимся видеть и понимать природу.  Влияние природы на жизнь человека в прошлом.
2 2. Осень-перемен восемь. Конкурс пословиц, поговорок, стихов, народных примет. Пословицы, поговорки, стихи, народные приметы.
3 3. Народный календарь. Зимние приметы Народные приметы, стихи.
4 4. «Матушка весна-всем красна». Народные приметы. Народные приметы, стихи.
5 5. Здравствуй, лето красное! Народные приметы, стихи.
6 Моя Родина 2 1.Самое лучшее место на земле – моя станица. Понятие «большая» и «малая» родина. Из истории станицы. Исторические сведения о станице.
7 2. Мы живём в России. Наша Родина на карте мира. Стихи и песни о России. Стихи и песни о России.
8 Уголок России – отчий дом. 6 1.Моя родня. Мать, отец, бабушка, дедушка. Мачеха, отчим. Братья и сёстры. Родные и двоюродные. Тёти и дяди, другая родня. Крёстные отец и мать. Русский «Домострой» — почитание старших.
9 2. Что в имени  твоём… (из истории русских имён и фамилий) Обычаи нарекания детей именами святых.
10 3. Народные традиции взаимоотношений детей и взрослых. Любовь, забота о маленьких, уважение к старшим. Наказы. Заветы. Мирилки. Дразнилки.
11 4. Народные песни и стихи о матери. семье, доме, родной земле. Народные песни и стихи
12 5. Дом, открой свою тайну. Обряды, связанные с жизнью в доме. Убранство дома.
13 6. Праздник матери и детей. Выставка образцов творчества матерей и детей. Почитание матери.
14 Там русский дух…. 4 1.Скоро сказка сказывается…. (русские народные сказки) Русские народные сказки
15 2. Сказка  или быль? Верования в чистую и нечистую силу. Народные верования, заговоры.
16 3. История народного фольклора. Былины. Русские богатыри – защитники Родины.
17 4. Фольклор. Пословицы, поговорки, частушки, скороговорки, считалки, потешки, загадки, небылицы. Пословицы, поговорки, частушки, скороговорки, считалки, потешки, загадки, небылицы.
18 Народный календарь 10 1.Слава хлебу на столе (русские традиции, связанные с хлебом). Русские традиции, связанные с хлебом
19 2. Празднование сбора урожая на Руси. Капустник. Осенние посиделки, игры, загадки, инсценирование.
20 3. Народные подвижные игры. «Лапта», «Горелки», «Прятки» и др
21-23 4-6. «Вставай в хоровод – Новый год у ворот!» Подготовка и проведение новогоднего праздника. Традиции и украшение рождественской ёлки.
24 7. «Коляда, коляда, ты подай пирога!» Зимние праздники в России. Колядки, маска-личина, соломенная кукла. Традиции.
25 8. Широкая Масленица Календарно-обрядовая культура, народные игрушки, блины.
26 9. Встреча весны. Заклички. Весенние игры и песни. Заклички. Весенние игры и песни.
27 10. Велик день (Пасха). День поминовения. Народные традиции. Обычаи праздника на Руси, пасхальный стол, игры.
28 11 Праздник русской берёзки. (Троица) Традиции украшения веток берёзки разноцветными ленточками, плетение венков, гадания.
29 Руки не для скуки 2 1.Творческая мастерская «Рождественские композиции». Изготовление .Выставка. Традиционные занятия детей, игрушки, материалы.
30 2. Руки не для скуки…. Народные игрушки. Традиционные занятия детей, игрушки, материалы, технология изготовления.
31 Традиции русского гостеприимства 2 1.Традиции русской кухни. Русские хлеб-соль. Еда обычная и праздничная. Русские пироги и калачи. Традиции русской кухни.
32 2. Приглашение к чаю. Правила сервировки стола. Встреча и проводы гостей. Обычай пить чай на Руси
33 Экскурсионная работа 1 1 Экскурсии в музей, ЭКЦ «Кошав-гора» Знакомство с народными традициями, бытом.
34 Итоговое занятие 1 1.Обобщение материала по всему курсу. Оформление творческих тетрадей учащихся, защита проектных работ.

По окончании учебного факультативного курса , обучающийся характеризуется:

— знанием основ народных традиций;

— знанием основы народного календаря;

— развитым интересом к дополнительным источникам знаний для дальнейшего самообразования;

— умение добиваться трудом своей цели;

— способность работать в едином темпе со всем коллективом;

-эмоционально-положительным восприятием системы своих отношений со сверстниками  и взрослыми, представителями разных национальных и социальных групп;

— способность к ответственному поведению;

— принятием и соблюдением социальных этических норм.

Список используемой литературы:

М.Короткова «Путешествие в историю русского быта», Москва: Дрофа 2006г.

Л.Михеева «Русские народные праздники», Москва: «Дрофа-Плюс»2007г.

М.Новицкая «Введение в народоведение». Родная земля. Книга для учителя.

Москва: «Дрофа» 2003г. Сборник «Русский быт», составитель Н.Астахова, Москва: ООО.

В.Степанов «Русские пословицы и поговорки в играх», АСТ пресс .Москва 1999 г.

Свидетельство_Кузьмина

#краеведение#программа внеурочной деятельности#ФГОС НОО

Next Post