Опыт педагогов

Коллекция методических разработок педагогов-практиков

ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА: ПРОЕКТ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

07.10.2018 Юлия Сергеевна Пономарева 0 Comments

Тип материала: методическое эссе.
Автор:Попова Дарья Дмитриевна, студентка института русского языка и словесности Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Все материалы публикуются в авторской редакции.

Современное образование постепенно отходит от классических методов и приемов обучения. В соответствии с новыми тенденциями любой учитель-предметник должен осуществлять «воспитание и развитие качеств личности учащегося, отвечающих требованиям информационного общества» [1]. Приоритетным становится развитие ИКТ-компетенции и других метапредметных знаний, умений и навыков. На первый план выходит проектная деятельность, которая сейчас является обязательной в школе. Она используется как в ходе урока, так и для выполнения отчетной работы по предмету.

Учитель литературы, в частности, может предложить ученикам широкий выбор тем для проектной деятельности, в том числе с использованием ИКТ-технологий. Например, в качестве итогового проекта ученики могут разработать литературную карту по местам, указанным в том или ином художественном произведении. Также может быть составлена карта литературных мест родного города. Такой проект носит межпредметный характер (связь с краеведением, историей, географией) и дает возможность привлечь знания учеников в области компьютерных технологий.

Создать карту можно в программе для презентаций (PowerPoint). Такой вид оформления подразумевает включение зрительных образов, позволяет визуально выделить интересную и важную информацию. Рассмотрим исследовательский проект «Места Замоскворечья (по рассказу С. Шаргунова «Замолк скворечник»)» как итоговую работу в рамках элективного курса по современной литературе.

Ученикам предлагается в ходе прочтения рассказа С. Шаргунова «Замолк скворечник» (2016) выделять все упоминаемые автором места Замоскворечья, а затем отмечать их на своей литературной карте, которая представляет собой главный слайд – географическую карту Москвы с отмеченными на ней «точками». Гиперссылки, прикрепленные к этим «точкам», позволяют переходить на другие слайды, которые содержат полную информацию об интересующих местах. Важно, что описываемые в данном рассказе события четко привязаны к месту и времени, поэтому ученики смогут не просто сделать обзор на культурные места Москвы, но и проследить их судьбу в истории. Например, упомянутая церковь на Ордынке «Никола в Пыжах». Так храм назван из-за стрелецкого головы Богдана Пыжова» [3, с. 122] является архитектурным памятником XVII века. Автор рассказывает о ее судьбе в 1760, 1812, 1945 годах, а так же о ее нынешнем состоянии. Ученики могут найти краткие справки, фотографии и документы, связанные с этой достопримечательностью. Таким же образом могут быть оформлены остальные «точки» на литературной карте.

Создание такого проекта привлечет внимание обучающихся к культурной составляющей художественного произведения, найденная информация расширит их кругозор. Ученики приобретут навыки поисковой деятельности, работы с электронными ресурсами и энциклопедиями. Работа в группе, а также дальнейшая защита проекта позволит развивать коммуникативные навыки учащихся. Создание литературной карты предполагает творческий подход к оформлению в виду широких возможностей компьютерных технологий.

Список источников:

  1. Примерная программа основного общего образования от 8.04.2015 // [Электронный ресурс]: минобрнауки.рф. URL: https://минобрнауки.рф/документы?events_sections=8&keywords=253 (дата обращения 10.09.2018).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 г. // [Электронный ресурс]: минобрнауки.рф. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения 10.09.2018).
  3. Шаргунов С.А. Замолк скворечник // Свои: повесть, рассказы. М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. С. 120 – 150.
#ИКТ#ИКТ-компетентность#методическое эссе

Previous Post

Next Post