Опыт педагогов

Коллекция методических разработок педагогов-практиков

Методика создания буктрейлера как форма проектной деятельности на уроках литературы

07.10.2018 Юлия Сергеевна Пономарева 0 Comments

Тип материала: методическое эссе.
Автор:Шейдаева Севиль Вахидовна, студентка 5-го курса института русского языка и словесности Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Все материалы публикуются в авторской редакции.

Один из насущных вопросов методики обучения литературе: как заставить детей читать? Возможно, он звучит грубо, ведь неотъемлемая часть работы учителя направлена на формирование интереса к предмету у учеников, а жесткий глагол «заставить» мало соотносим с такой важной миссией, но факт остается фактом — с каждым годом дети читают всё меньше. Наука изобрела тысячу методов, еще больше — приемов, но тенденция неумолимо прогрессирует. Мы научились составлять и проводить нестандартные уроки, они нравятся ученикам, мотивируют обучающихся на чтение книг, правда, имеют значительный недостаток — ими пресыщаешься. Если долго и часто есть сладкое, оно рано или поздно разонравится, следовательно, никакой пользы, а уж тем более удовольствия, не принесет. Так и с нестандартными уроками — их прелесть заключается в исключительности. Назревает другой вопрос — как разнообразить традиционные уроки и мотивировать детей читать за тривиальные 40 минут урока?

Прогресс не стоит на месте, в помощь учителю были созданы ментальные карты, хронолинии, различные творческие работы, но и тут ученики воротят носы, мол, не интересно, не интригует. Современным подросткам подавай хлеба и зрелищ, непременно яркую картинку, четкий звук и более-менее провокационный текст, который уж точно не оставлял ни одного варианта, кроме как чтения. И самым выигрышным вариантом в сложившейся ситуации становится буктрейлер. Нам ведь всем знакомы трейлеры к фильмам, это уже стало традицией – перед окончательным выбором смотреть короткую нарезку кадров из киноленты, сопровождающиеся мощным саундтреком, главная задача которых – анонсировать картину, а следовательно, привлечь зрителя. Только самые яркие моменты, самая взрывная музыка, лучшие шутки и спецэффекты – вот залог успеха создания заинтересованности. Этот же прием можно использовать на благо литературы.

Главная задача буктрейлера – реклама того или иного произведения. Здесь нет ограничений, вы можете взять за основу историю отечественного автора или зарубежного, использовать книгу из обязательной программы или из списка внеклассного чтения, можете создать ролик самостоятельно, а можете задать ученикам в качестве домашнего задания. Буктрейлер пригодится при знакомстве с конкретным произведением, его также можно задействовать как «затравку» для списка летнего чтения. Данный проектный продукт пригодится при изучении эпических и драматических произведений, но и лирику он не исключает (к примеру, при изучении поэм или писем). Его можно использовать и в средней школе, и в старшей. Можно использовать готовые изображения и отрывки из кинолент, а можно предложить детям примерить на себя роль актеров, самим снять необходимые кадры. Задействовать как индивидуальный или групповой проект. Буктрейлер универсален, гибок и мобилен.

Но как его создать? Прежде всего, хочется отметить, что существует ответвление от традиционной формы, представляющей собой видеоролик, — текстовый буктрейлер или постер. Если в ролике может заинтересовать видеоряд, музыка, то в постере одно оружие – слова, и крайне важно подобрать их так, чтобы непременно вызвать у читателя здоровый интерес к книге. Разумеется, можно проявить фантазию и сделать текстовый буктрейлер в виде криминальной сводки, главное помнить, что это не должно быть тускло и безжизненно. Данный вид проектной деятельности мы рекомендуем использовать в 5-6 классах. Неотъемлемым плюсом является тот факт, что текстовый буктрейлер можно создавать как дома (в качестве домашнего задания), так и на уроке (в качестве краткосрочного проекта).

Классический буктрейлер создается иначе. В этом случае недостаточно продумать текст, необходимо подобрать соответствующие звукоряд и изображения. Стоит остановить отдельное внимание на том, что мы не вправе использовать готовую экранизацию к произведению, иначе у нас получается трейлер к фильму. Конечно, дозволяется использовать кадры из картины, но, тем не менее, рекомендуется задействовать ещё несколько несвязанных между собой кинолент или каких-либо изображений, вырезок из комиксов и т.д.
Буктрейлер можно использовать во всех классах, если его создает учитель, но ученики могут приступить к работе с 7 класса. Это обусловлено навыками и умениями по информатике, а так же этапами обучения на уроках литературы. От простого к сложному – неоспоримый закон учения.

В средних классах учитель вправе помогать ученикам со сценарием (частично или полностью, предоставляя готовый), постепенно (с каждым классом и работой) уменьшая свою роль. Важно от активной позиции плавно перейти к консультирующей. В выборе программы не возникнет трудностей, их предоставлено на просторах интернета огромное множество. К примеру, Windows Movie Maker – программа, подходящая для начинающих пользователей, проста и понятна. Она есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. Одним из плюсов является наличие русскоязычного интерфейса. Выбор платформы для размещения радует своим многообразием: можно разместить готовый материал на страницах популярных сайтов Вконтакте и Одноклассники, можно создать YouTube-канал, задействовать образовательные сайты, к примеру, МЕЛ (https://mel.fm/).

При создании буктрейлера возможны следующие ошибки:

  1. отсутствие источников информации (зачастую ученики указывают название и автора произведения, забывая при этом о музыкальных исполнителях и задействованных кадров из кинолент);
  2. использование кадров только из готового фильма по книге;
  3. несоответствие текста со звуковым сопровождением или используемыми изображениями;
  4. быстрая смена кадров, исключающая возможность чтения текста.
  5. Как применять буктрейлер на уроках литературы? Если в младших классах средней школы логичнее использовать текстовый буктрейлер, то с 7 года обучения можно вводить видеоролики, но это не значит, что учитель не может демонстрировать детям готовый продукт раньше. Анимационный тип работы рекомендуется использовать в старшей школе (9-11 классах), но если у учеников есть желание попробовать свои силы, то не стоит их ограничивать. При обучении детей созданию видеоролика, можно привлечь учителя информатики, провести интегрированный урок по теме: «Буктрейлер: смотреть нельзя читать».

    Данный тип проектного продукта хорош тем, что развивает творческие способности учащихся, мотивирует их на чтение книг, помогает развить навыки создания видеоролика, прививает чувство прекрасного, расширяет кругозор, задействует коммуникативную компетенцию, учит работать индивидуально и в группах. Буктрейлер можно использовать в рамках нестандартного урока, а также на традиционных. Ученики будут рады такому типу работы, потому что он не воспринимается как нечто обременяющее, за счет гибкости и свободы своего создания. Дети с радостью примерят на себя роль сценаристов, режиссеров, актеров и постановщиков.

    #буктрейлер#ИКТ#литература#методическое эссе#проект#проектная деятельность

Previous Post

Next Post