Электронные образовательные ресурсы для учителя, ученика и школы
07.10.2018 Юлия Сергеевна Пономарева 0 Comments
Тип материала: методическое эссе.
Автор: Попова Татьяна Михайловна, студентка группы МИФ-МИБ-51 Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Все материалы публикуются в авторской редакции.
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежит формирование и развитие универсальных учебных действий.
В настоящее время успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы (ЭОР). В помощь педагогам и детям создаются электронные образовательные ресурсы, которые размещаются в сети Интернет и на CD дисках. Учебный материал может быть представлен различными способами: с помощью текста, графиков, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.
В образовательном процессе используются различные виды электронных образовательных ресурсов:
- Интернет-хранилища электронных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru, http://school-collection.edu.ru/, http://window.edu.ru/…).
- Мультимедиа-ресурсы. Диски приложения к учебникам и образовательным программам, используемые в образовательном учреждении (электронные приложения к учебникам, интерактивные издания).
- Собственные электронные образовательные ресурсы, разработанные педагогами образовательного учреждения (презентации к урокам, обучающие видео, интерактивные тесты).
Учителя используют ЭОР на различных этапах урока. Например:
- на этапе актуализации знаний;
- электронные тесты, в том числе собственных разработок;
- на этапе объяснения нового материала;
- на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.
На сегодняшний день самый популярный ЭОР на уроке — это презентация, второе место занимают аудио и видео материалы и различные компьютерные программы. Возможности, которые сегодня дает использование ЭОР на уроках переоценить невозможно, однако для подготовки к урокам мы тратим массу времени в поисках нужной, интересной информации.
Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Урок должен мотивировать к поиску информации. Электронные образовательные ресурсы, новые информационные технологии, различные средства и методы обучения могут быть своего рода инструментами, путями решения, мини-лабораториями, мини-коллекциями и позволяют проводить различные исследования и эксперименты, которые невозможны на обычном уроке.
Итак, что же такое электронные образовательные ресурсы для учителя, ученика и школы.
Во-первых, для учителя использование электронных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки к уроку.
Во-вторых, для ученика, предоставляются новые возможности для усвоения материала, его проверки, что развивает творческое, алгоритмическое мышление, формирует навыки самостоятельность, трудолюбия, ответственности.
Обучение должно формировать ИКТ-компетентность не только обучающихся, но и всего педагогического коллектива и акцентировать внимание на методических аспектах организации урочной и внеурочной деятельности с использованием ЭОР, которые выступают как ресурс для получения новых образовательных результатов, зафиксированных в образовательных стандартах нового поколения.