Опыт педагогов

Коллекция методических разработок педагогов-практиков

Проектная деятельность-формирование социальных компетентностей, личных качеств, способностей, учащихся к саморазвитию и познанию в учебной и внеурочной деятельности

26.10.2015 Елена Сергеева 0 Comments

Тип материала: Описание опыта

ФИО  авторов: Полякова Ольга Викторовна, Рыбина Ирина Николаевна

Место работы: МОУ СШ №62 г. Волгоград

Должность автора: Учитель начальных классов

*Материалы публикуются в авторской редакции

Проектная деятельность-формирование социальных компетентностей, личных качеств, способностей, учащихся к саморазвитию и познанию в учебной и внеурочной деятельности

Английский психолог Дж. Равен определяет компетентность, как специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия.

По мнению Э.Ф. Зеера, компетентность предполагает не столько наличие у специалиста значительного объема знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций.

Сегодня имеется огромный опыт распространения методики проектной деятельности, как фактора достижения компетентности обучающихся в культуре информационного общества.

Во многих образовательный учреждениях используются развивающие образовательные программы, функционируют детские общественные организации. Почти в каждом образовательном учреждении создаются условия для индивидуальной образовательной активности обучающихся в процессе осмысления ими своих жизненных перспектив.

Социальный проект «Мир интересных профессий», детского социального телевидения «Алые паруса +» МОУ СШ №62 яркий пример компетентностного подхода, определяемого идеями «обучение для жизни», «конкурентоспособности каждого», «успешности подростка». Он предполагает активность обучающихся, знание не передается учителем абстрактно, образно в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе их познавательной деятельности. Обучение превращается в сотрудничество — совместную работу учителя, учеников по овладению знаниями и решению проблем, изготовление продукции-видеосюжета. На наш взгляд, творчество школьников, их умение сотрудничать проявляются, и успешно развиваются в деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для обучающихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. В детском возрасте развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления, поэтому в начальной школе важно формировать предпосылки самостоятельной ориентации, как в обучении, так и в повседневной жизни.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность, под которой понимается, по сути, любая образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Изучив программу формирования УУД, мы постарались организовать работу над проектом «Мир интересных профессий», ориентируясь на проектные технологии, т.к. они оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность. Мы вовлекаем детей в творческую и исследовательскую работу, которая позволяет каждому ребёнку использовать свои возможности для получения знаний и умений.

Цель проекта «Мир интересных профессий», состоит в том, чтобы через детское телевидение, внеурочную деятельность открыть пространство самоподготовки человека к настоящей жизни, своему творческому Я, расширить представления ребят о профессиях и успешно освоить социокультурные компетенции.

Работая над проектом «Мир интересных профессий», юные журналисты

приобретают:

* недостающие знания из разных источников,

* коммуникативные умения, работая в различных группах;

* пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

* развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);

* развивают системное мышление.

В начальной школе мы реализуем социальный телевизионный проект «Мир интересных профессий», который основан на деятельности обучающихся по исследованию различных профессий с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей обучающихся.

Работа в проекте «Мир интересных профессий» даёт возможность познавательной деятельности школьников выступать главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности.

У детей появляется возможность реализовать себя и в этом им помогает детское социальное телевидение «Алые паруса +» МОУ СШ №62. Детское телевидение «АП+» по сути, игра во взрослых. Юные журналисты выезжают в творческие командировки к реальным героям, к людям, которые стоят на страже Закона, лечат людей и животных, управляют кораблями, собирают и пекут хлеб, ликвидируют пожары и т.д., ребята получают возможность брать интервью у профессионалов и пробуют себя в профессии.

В ходе работы было создано 6 научно-познавательных фильмов: «Профессия капитан», «Профессия пожарная охрана», «Профессия кок», «Профессия дрессировщик», «Профессия ветеринар», «Профессия повар – кондитер».

Социальный проект «Мир интересных профессий» и создание в рамках этого проекта детской программы «Попробуй себя в профессии…» это не только важный момент для успешного построения линии профессионального самоопределения человека, формирование своей будущей профессиональной деятельности, определения своего места и роли в окружающем мире, но открывает пространство самоподготовки человека к настоящей жизни, своему подлинному Я.

Видеосюжет, подготовленный студией «АП+» в рамках проекта «Мир интересных профессий» «Ветеринарные врачи» был удостоен специального приза на международном конкурсе детского телевидения и детских телевизионных программ «Включайся», который состоялся в Москве в июне 2012 года. Сюжет «Профессия повар –кондитер» на международном кинофестивале «Включайся» в 2013г. получил специальный приз от канала «Карусель» и эфирное время на федеральном канале «Карусель». Сюжет

«Профессия капитан» получил бронзовую медаль на международном фестивале детского и юношеского киновидеотворчества в Санкт-Петербурге, 2013г.

Ребёнок, вовлечённый в социальный проект «Мир интересных профессий, учится самостоятельно, осуществлять продуктивную деятельность, направленную на саморазвитие и самоизменение, «рефлексию субъектного полилога личности и мира».

В основе проектно- исследовательской деятельности социального проекта

«Мир интересных профессий» лежат гуманистические принципы:

ребёнок успешен в учении только тогда, когда ему хорошо;

ребёнок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют

взрослые;

ребёнок учится только через действие;

ребёнок имеет свои индивидуальные возможности учебной деятельности;

ребёнок осваивает мир в целостном восприятии;

ребёнок учится у своих сверстников, у специалистов;

Эта технология разрабатывается и применяется нами с целью развития компетентностных способностей обучающихся, т.е. умения использовать приобретённые ранее знания для получения новых, не только во внеурочной деятельности, на уроках, но и в жизни.

Очень важно, чтобы ребёнок в каждом своём исследовании, в частности той или иной профессии открывал для себя суть вещей и явлений, «запускал в себе механизм» формирования ценностей. Ведь ценности не даны человеку заранее. Они не существуют сами по себе, вне акта выбора. Только в проживании событий, в конкретном поступке, во встречах с людьми, осознаётся добро или зло, хорошее или плохое.

На наш взгляд очень важна позиция учителя. Результативность образования ребёнка – это сложная комбинация усвоенных им социальных норм, готовности решать социальные проблемы, уважать традиции. Умение выпускника ответить на такие вопросы как «Кто Я как личность?» «Какими универсальными действиями обладаю, чтобы быть успешным в моём непрерывном становлении?», «Какие базовые знания позволяют мне вступить в эффективную коммуникацию с профессионалами в той или иной деятельности?».

Для эффективной работы с ребятами нами была создана программа «Я — в мире журналистики». В тематическом плане программы «Я — в мире журналистики» выделены УУД, межпредметные связи, прогнозируемый результат, что отвечает требованию современного ФГОС НОО.

Образовательные технологии обучения, применяемые нами во внеурочной деятельности, характеризуются не только общепринятыми формами: беседы, практические занятия, интервьюирование, актерское мастерство, творческое общение, но и интерактивными формами, такими как – ролевые учебные игры, просмотр видеофильмов, создание видеосюжетов, тренинги, мастер — классы с участием профессионалов, публичные выступления ребят.

Учитель открывает окно в мир интересных профессий, чтобы дети увидели за окнами такой реальный притягательный мир, поняли, что жить и действовать придётся там, а не в тепличных условиях, смоделированных заботливыми руками взрослых.

Таким образом, в процессе реализации проекта «Мир интересных профессий» у ребят формируются универсальные учебные действия: способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Социальный проект

«Мир интересных профессий» детского социального телевидения»Алые паруса+» — помогает ребятам успешно осваивать социокультурные и ключевые компетенции.

Литература:

Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/

Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. — 2006. -№ 4.- с.61

Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001. — с.123.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003

Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. — http://schools.keldysh.ru/labmro

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4

 

Свидетельство_Полякова_Рыбина

Previous Post

Next Post