Развитие учебной самостоятельности и повышение интереса к учебному предмету в процессе игры
26.10.2015 Елена Сергеева 0 Comments
Тип материала: Сообщение. Из опыта работы.
ФИО автора: Михайлина Галина Владимировна
Место работы: МБОУ Ширяевская СОШ Иловлинского района Волгоградской области
Должность автора: учитель русского языка и литературы
*Материалы публикуются в авторской редакции
Развитие учебной самостоятельности и повышение интереса к учебному предмету в процессе игры
Наша Родина – Россия. Каждый гражданин страны должен знать ее язык, литературу, написанную на этом языке, поэтому школьные предметы русский язык и литература, безусловно, являются одними из самых важных среди других дисциплин школьного курса.
При совершении какого-либо важного дела часто возникают всевозможные проблемы, не исключение преподавание русского языка и литературы в школе. Проблемы существовали всегда. Существуют и сейчас, в век информационных и компьютерных технологий, в каждой школе: уровень грамотности низкий, читательская культура школьников тоже не на должном уровне, происходит засорение языка, не все школьные кабинеты оснащены современным оборудованием, сокращены часы на преподавание предмета и многое другое. Одной из самых характерных и важных проблем – отсутствие учебной самостоятельности школьников, их нежелание размышлять, находить и делать. Картина, вероятно, всем знакома.
Если традиционно учитель в основном делал все сам, даже не пытаясь научить этому ребенка, не делясь с ним некоторыми составляющими учебной работы ( абсолютно необходимыми для становление детской учебной самостоятельности), а ученики отвыкли самостоятельно думать и принимать решение, то сейчас, согласно новым стандартам, основой обучения является самостоятельность ученика. Чтобы преодолеть хроническую учебную несамостоятельность, необходимо время, постоянные усилия ученика и мастерство, терпение учителя.
В своей работе, для развития самостоятельности и для повышения интереса к учебному предмету, на протяжении вот уже многих лет использую такие виды деятельности, которые привлекают детей, привычны им. В первую очередь это, конечно, игра. Она способствует приобретению знаний и развитию многих качеств личности .Важно , исходя из цели урока, жанра, конкретного содержания темы, найти форму игры, органично вставить ее в ход урока, чтобы помочь развитию, воспитанию детей. Расскажу о нескольких формах игры, применяемых мной на уроках русского языка, литературы, ОПК.
На уроках русского языка в 5-7классах при работе со словарными словами провожу игру « Учитель- ученик». Такая игра проводится один раз в определенный день недели. Материал для игры – уже изученные на конкретный момент словарные слова из учебника. Количество их соответствует принятым нормам. Все ученики готовятся к словарному диктанту. Один ученик( «учитель») выбирает секретно от других учащихся нужное количество слов. На уроке он диктует их Ученику у доски и всему классу .Как только произнесено последнее слово, листок у «Учителя» изымается. Вначале Ученик проверяет сам написанное им, после Учитель. Если ошибки не все найдены, помогает класс. Оценка ставится и работающим у доски, и остальным ребятам на местах. Каждый в классе за год побывает и Учителем, и Учеником.
В 8-9 классах эта игра немного изменяется. У каждого учащегося в учебнике лежит конверт, в котором на листочках написаны правильно слова, в которых ученик допустил ошибки в контрольных или творческих работах.
Дома учащиеся работают с этими словами. В начале каждого урока
« Учитель» достает из конверта « Ученика» слова ( 15-20 ) и диктует ему и классу. Листочки кладет назад. Проверка осуществляется так же, как и в 5-7 классах. Те слова, которые Ученик стал правильно писать, из конверта удаляются. По мере написания проверочных работ конверт пополняется новыми словами.
Игра в Учителя способствует развитию самостоятельности и при знакомстве с новым материалом и на русском языке, и на литературе. Класс знакомится с теорией параграфа, составляет вопросы по материалу. Назначенный ( или вызвавшийся) Учитель задает вопросы и оценивает ответы учеников. В свою очередь ученики тоже могут Учителя попросить объяснить что-то из новой темы.
Вариантом этой игры является « Сеанс одновременной игры». К уроку по изученной теме один из учащихся ( по своему или учительскому желанию ) становится гроссмейстером. Остальные ребята готовят вопросы по изученному, иногда и каверзные. Гроссмейстер по очереди « играет» с игроками. Если на чей -то вопрос ответ не получен, учащиеся меняются местами.
Интересной и полезной получается игра, заимствованная из телепередач и чуть переиначенная: « Кто? Что? Где? Когда ? », « Хочу стать отличником»
Первую игру применяю в основном на уроках литературы или ОПК. По какой-то теме или разделу даю задание составить для игры интересные вопросы. Выбираю самые удачные. Это Телезрители. Иногда добавляю и свои вопросы. Остальные ребята составят команду Знатоков. Они выбирают Капитана команды и тщательно готовятся к игре . На игровом поле на каждом секторе приз: можно листочек с количеством баллов, но я чаще всего раскладываю разные сладости в соответствии с трудностью вопроса
( спонсор: учитель или родители). Дальше в основном так, как в телепередаче. Приз забирает выигравший: команда или Телезритель.
Игру « Хочу стать отличником» можно проводить на любом предмете. За год провожу их несколько. Для первой сама составляю вопросы, для остальных — дети. Полученные баллы переводим в отличные и хорошие оценки. Роль Компьютера исполняет учитель. Звонок другу можно осуществить на самом деле или выбрать кого-то из присутствующих ребят.
Все эти виды игры использую в своей работе на протяжении нескольких лет. Детям нравится такая работа. Результат есть. Учитель тоже доволен.
Буду рада, если кто-то возьмет на вооружение мои находки.